• Главная
  • Новости
  • Очередная экскурсия цикла «История русского изобразительного искусства. Краткий курс»

Очередная экскурсия цикла «История русского изобразительного искусства. Краткий курс»

19.12.2019
19 декабря для студентов и сотрудников СПбУТУиЭ Нина Шершова провела экскурсию по экспозиции юбилейной выставки «И. Е. Репин. К 175-летию со дня рождения».

В 2019 году исполнилось 175 лет со дня рождения Ильи Ефимовича Репина, крупнейшего живописца второй половины XIX века, имя которого связано с утверждением и расцветом реализма в отечественном изобразительном искусстве.

Экспозицию масштабной выставки художника составили работы из Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Художественного музея «Атенеум» (Финляндия), Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, Музея-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты», Музея-заповедника Абрамцево и других музейных и частных собраний. На выставке представлено более 250 живописных и графических работ — это признанные шедевры мастера и его малоизвестные произведения, а также мемориальные предметы, связанные с жизнью и творчеством художника.

Директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова на торжественной церемонии в Русском музее сказала, что «нас ждет новое открытие Репина». Она подчеркнула, что речь идет об открытии как для любителей, так и для специалистов: «В ситуации, когда мы практически не имеем возможности пользоваться искусствоведческими трудами наших предшественников, потому что они очень серьезно замешаны на идеологии, мы создаем сегодня новую историю отечественного искусства».

На вопрос, чем отличается выставка в Третьяковской галерее от проходящей в корпусе Бенуа, директор Русского музея Владимир Гусев ответил, что «и всем, и ничем одновременно: Репин, конечно, тот же, а подача — совсем другая. Залы корпуса Бенуа позволяют в камерной атмосфере рассмотреть отдельные конкретные сюжеты. Но фактические различия все-таки есть: на выставке больше вещей из «Пенат» и есть произведения из частных российских собраний, которые в столице не побывали: в частности, это «Портрет Юрия Репина на фоне Неаполитанской бухты» (1894) и «Портрет скрипачки Цецилии Ганзен» (1886)».

Мы получили на выставке  уникальную возможность увидеть в рамках единой экспозиции «хрестоматийные» полотна «Бурлаки на Волге», «Садко», «Царевна Софья Алексеевна…», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы» и др., но и познакомиться с обширной галереей блестящих портретов Репина (Модеста Мусоргского, Владимира  Стасова, Николая Ге, Алексея Писемского, Антона Рубинштейна, Александра Глазунова, Николая Пирогова, Петра Столыпина, Софьи Драгомировой, Михаила Драгомирова, Владимира Герарда,  Владимира Спасовича, Марии Тенишевой,  Цезаря Кюи, Елизаветы Званцевой,  баронессы Варвары Искуль фон Гильденбандт, Наталии Головиной, Павла Третьякова, Льва Толстого, Леонида Андреева,  Корнея Чуковского,  Наталии Нордман, Владимира Бехтерева, Александра Керенского  и др.) и виртуозно исполненными этюдами бурлаков, запорожских казаков, парижанок…

На выставке многие картины имеют «отзывы» изображенных на ней людей или самого художника о человеке, изображенном на картине. Корней Чуковский, журналист и детский - писатель вспоминал: «он (Репин) со знакомой мне нетерпеливой страстью быстро повесил себе на шею палитру, словно боясь опоздать; и через десять-пятнадцать минут на холсте уже возникли передо мной мои брови, мой лоб, мои волосы и тут же, заодно, мои руки. Все свои портреты Репин писал «враздробь», не соблюдая никакой очередности в изображении отдельных частей человеческого лица и фигуры, и той же кистью, которой только что создал мой глаз, вылепил одним ударом и пуговицу у меня на груди, и складку у меня на пиджаке. И тут в сотый раз я заметил одну особенность его мастерства: он смешивал краски, даже не глядя на них. Он знал свою палитру наизусть и действовал кистями вслепую, не видя красок и не думая о них, как мы не думаем о буквах, когда пишем. Создавать портрет для него означало: пристально вглядываться в сидящего перед ним человека, интенсивно ощущать его духовную сущность, — и было похоже, что руки художника, независимо от его сознания, сами делают все, что надо. Руки сами выхватывали нужную кисть, сами смешивали краски в должных пропорциях, а он и не замечал всей этой технологии творчества, так как она стала для него подсознательной».
Портреты музыкантов и деятелей культуры, ученых,  портреты детей выполнены Репиным с гениальной выразительностью, открывая  внутренний мир конкретной минуты изображенного на портрете.  Мы не увидели ни одного похожего портрета. В зависимости от характера художником выбирается формат, постановка фигуры, ракурс, поза, мимика, жест, цветовая гамма, палитра, одежда даже техника живописи.
Художник работал в разных жанрах— был признанным мастером бытовых сцен, автором картин на исторические и евангельские сюжеты, интересовался пейзажем и натюрмортом. На выставке было представлено несколько карандашных рисунков с видами Петербурга — темой нечастой для Репина. Перспектива Невского проспекта, жизнь кафе в одном из зданий на главной магистрали города, пассажиры, сидящие в вагоне конки.

В своих работах мастер обращался как к сюжетам, взятым из современности, так и к истории страны, создав живописную «энциклопедию русской жизни». На его полотнах предстает Россия крестьянская и  аристократическая, народная и царская, революционная и артистическая.

Каждый из присутствующих на экскурсии смог открыть для себя многогранность творческого дарования Ильи Репина.

В Центре мультимедиа Русского музея состоялось три лекции о творчестве И.Е.Репина, приуроченных к выставке:

Лекция Алексея Курбановского «Илья Репин. Занимательная антропология»

Лекция куратора выставки, ведущего научного сотрудника, хранителя фонда живописи II половины XIX – начала XX века Сергея Кривонденченкова на тему: «Творчество И.Е. Репина: традиции и новаторство»

Лекция Алексея Бойко «Эстетические отношения искусства Репина к действительности России ХХ столетия»

 

Галерея