• Главная
  • Новости
  • «Школа ренессанса» в СПбУТУиЭ: «Сандро Боттичелли. От реальности к метафоре»

«Школа ренессанса» в СПбУТУиЭ: «Сандро Боттичелли. От реальности к метафоре»

04.03.2020
3 марта в музее университета научный сотрудник Государственного Эрмитажа Марина Власова провела лекцию, посвященную творчеству Сандро Боттичелли.

На лекции мы познакомились с творчеством Сандро Боттичелли и узнали о новом пластическом языке живописи во второй половине 15 века: мир можно познавать не только аналитически, но и на уровне чувств и эмоций. Именно Боттичелли был основоположником этого направления.

Настоящее имя художника – Алессандро Мариано Ди Ванни Ди Амедео Филипепи. Родился он во Флоренции в простой семье – его отец был дубильщиком кожи, но воспитывал его старший брат Антонио, прозванный из-за своей полноты «Боттичелло» (бочонок). Это прозвище и перешло к Сандро.

Сандро учился, как и все дети его времени, а затем стал подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио. Но долго в ней не задержался и в 1462 г. поступил в мастерскую одного из ведущих живописцев Флоренции Фра Филиппо Липпи. Стиль учителя оказал на Боттичелли огромное влияние, проявившееся главным образом, в определенных типах лиц, орнаментальных деталях и нежном, бледном колорите.

Мы сравнили Алтарь Новициата, выполненный Филиппо Липпи, и «Мадонну с Младенцем и двумя ангелами» Сандро Боттичелли, и увидели общее: поворот лица в три четверти, декоративность рисунка драпировок, рук, склонность к детализации, лиричность созданных образов. Но главное – колорит. Он как бы мягко светится.

Вместе с тем, в эти годы в творчестве Сандро Боттичелли начинает формироваться индивидуальный стиль, отличительными чертами которого становятся энергичные охристые тени для передачи телесного цвета, а также более яркий и насыщенный колорит. Эти изменения проявляются во всей полноте уже в самой ранней картине Боттичелли «Аллегория силы», а также в двух парных композициях «История Юдифи». В «Мадонне Евхаристии» Боттичелли объединяет персонажи общим тревожным настроением, используя весь арсенал живописных средств полученных у Фра Филиппо и, впоследствии у Вероккьо.

К концу 1470-х годов в произведениях мастера исчезли стилистические колебания и прямые заимствования у других художников, присущие его ранним произведениям: фигуры персонажей приобрели крепкое строение, а их контуры сочетают в себе ясность и энергичность.

В 1481 году Боттичелии вместе с Козимо Росселли и Доменико Гирландайо был приглашен папой Сикстом IV в Рим для того, чтобы написать фрески на боковых стенах только что отстроенной Сикстинской капеллы, три из них («Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушение Христа» и «Призвание Моисея»), а также 11 папских портретов были выполнены мастером. Вернувшись во Флоренцию Боттичелли создал целый ряд картин на мифологические темы, - «Весна», «Паллада и кентавр», «Венера и Марс», «Рождение Венеры», - принадлежащие к числу самых знаменитых произведений эпохи Возрождения. В них чувствуется влияние    античного искусства, хорошее знание классической скульптуры или рисунков с нее, имевших большое распространение в эпоху Возрождения.

В картинах Боттичелии 1490-х годов появляются первые признаки манерности, которая постепенно нарастала в его более поздних произведениях, в которых пропорции нарушаются для усиления психологической выразительности. Эти тенденции во всей полноте  проявились в аллегорическом полотне «Клевета».

Мы также говорили о своеобразии поздних работ мастера, в которых язык метафоры достигает своей кульминации. «Оплакивания» и «Мистическое Рождество», связанные с проповедями Савонароллы, звучат необычайно жизнерадостно и жизнеутверждающе.

Кисти Боттичелли принадлежат около 50 картин. Художник был главой процветающей мастерской, из стен которой выходили полотна самого разного качества: их характеризует ярко выраженная плоскостность и линеарность в трактовке формы. Многие картины созданы по замыслу мастера или прописаны его рукой.

Как заметил А. Бенуа, «его (Боттичелли) чисто личное искусство отразило лицо века. В нём, как в фокусе, соединилось всё, что предшествовало тому моменту культуры, и всё, что тогда составляло «настоящее».

Галерея