• Главная
  • Новости
  • Очередная экскурсия цикла «История русского изобразительного искусства. Краткий курс»

Очередная экскурсия цикла «История русского изобразительного искусства. Краткий курс»

13.03.2020
12 марта Нина Шершова познакомила на экспозиции Русского музея студентов и сотрудников СПбУТУиЭ с произведениями русского искусства второй половины XIX века.

Война 1812 г. и восстание декабристов во многом определили характер русской культуры первой трети XIX столетия. В литературе и искусстве появляются романтические мотивы. Но романтизм не был единственным направлением в это время, в собрании Русского музея среди работ   начала XIX столетия можно встретить произведения, выполненные в духе классицистических традиций, романтических, реалистических и других.

Нина Викторовна начала экскурсию с пейзажей Федора Матвеева «Водопад в Тиволи» и «Водопад Иматра в Финляндии», выполненных  по канонам классицизма. Он подчинял композицию своих пейзажей строгому расчету, соблюдая деление на планы, и тем самым вносил в них элементы искусственности и декоративности.  Изображая виды определенных мест Италии, Матвеев придавал им идеализированные, торжественно-величавые черты.

Затем мы перешли к работам Сильвестра Щедрина, выполненных в романтических традициях: «Вид Амальфи близ Неаполя», «Новый Рим. Замок Святого Ангела»,  «Набережная Мерджеллина в Неаполе», «Терраса на берегу моря. Капуччини близ Сорренто», « Вид Сорренто близ Неаполя» (с домом Торквато Тассо), «Неаполь в лунную ночь. Виа Партенопе и Кастелло дель Ово».  Так, Рим в его полотнах – не величественные развалины античных времен, а живой современный город простого люда – рыбаков, торговцев, моряков. Но эта обыденная жизнь под кистью Щедрина обрела возвышенное звучание. Гавани Сорренто, набережные Неаполя, Тибр у замка св. Ангела, люди, ловящие рыбу, просто беседующие на террасе или отдыхающие в тени деревьев, – все передано в сложном взаимодействии световоздушной среды, в восхитительном слиянии серебристо-серых тонов, объединенных обычно ударом красного – в одежде, и головном уборе, в ржавой листве деревьев, где затерялась какая-нибудь одна красная ветка. Сильвестр Щедрин первым открыл для России пленэрную живопись. Правда, он писал на открытом воздухе только этюды, а завершал картину («украшал», по его определению) в мастерской.

Следующие работы, с которыми нас познакомила Нина Викторовна, были произведения одного из крупнейших представителей академического искусства Федора Бруни. Сюжет картины «Смерть Камиллы, сестры Горация» 23-летний Федор Бруни заимствует из легендарного прошлого Рима, когда Рим враждовал с городом Альба-Лонга. Судьба этой многолетней вражды должна была решиться в поединке между тремя братьями Горациями – со стороны Рима, и тремя братьями Куриациями – со стороны Альба-Лонга. Оставшийся в живых после сражения победитель Гораций по возвращении в Рим встречает сестру Камиллу, оплакивающую своего жениха, одного из Куриациев. Разгневанный брат поражает её мечом. Поступок героя вызывает у окружающих не уважение, но скорее ужас и сострадание к его жертве. Герой одинок, между ним и согражданами – трагическое непонимание. Полотно, названное Бруни «Триумф Горация», уже современниками было названо иначе: «Смерть Камиллы, сестры Горация».
«Медный змий» – одно из наиболее грандиозных полотен, написанных в первой половине XIX века, создание которого от первых эскизов до окончания работы потребовало у Бруни более 15 лет напряженного труда.  Художник основывался на сюжете, взятом из Ветхого Завета. Народ израильский, скитаясь по пустыне, возроптал на Бога и Моисея: «Зачем вывели Вы нас из Египта, чтобы умереть нам в пустыне? Ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта пища». Разгневанный Господь насылает ядовитых змей, которые жалят людей, производя ужас и опустошение вокруг. Израильтяне обращаются к Моисею, признавая, что согрешили против Господа, и молят об избавлении от напасти. Яхве говорит Моисею: «Сделай Медного змия, выставь его, чтобы всякий, кого ужалят, взглянув на него, оставался жив». Таким образом, Моисей избавляет народ от погибели. Через всю картину проходит одно общее движение, оправданное смыслом сюжета: справа налево к столбу с изваянием змия. Это движение позволяет достичь единства впечатления от гигантского многофигурного полотна. В свое время картина была так же популярна, как и «Последний день Помпеи» Карла Брюллова.
Кроме того, Бруни является одним из создателей росписей кафедрального Исаакиевского собора в Петербурге и Храма Христа Спасителя в Москве. С 1849 по 1864 был  хранителем живописного отдела Эрмитажа, много сделал для пополнения его коллекций.

Следующий академический зал Русского музея, который мы посетили, называют «брюлловским», так как большую часть его занимают портреты и картины Карла Брюллова. В 1820-е годы снова в моду вошел так называемый парадный портрет, королем которого в русском искусстве был Карл Брюллов. Незаконченное изображение Юлии Самойловой, удаляющейся с бала, - один из шедевров мастера. Это не просто парадный портрет, это – картина-символ, олицетворение маскарадности жизни с ее реальностью, нередко скрытой от посторонних глаз. Алый занавес и мощный ствол ионической колонны, разделяя пространство на первый и второй планы, образуют подобие сцены, где в полном великолепии раскрывается яркая и артистичная натура графини Юлии Самойловой, рядом с ней ее воспитанница – итальянская девочка Амацилия Пачини. На заднем плане можно разглядеть и средневекового шута, и Гермеса с кадуцеем, увитым змеями и бородатого вельможу в турецком одеянии. Графиня изображена удаляющейся с бала-маскарада. Известно, что Карл Брюллов намеревался создать аллегорический «маскарад жизни». Такая тема объясняет и фантастические костюмы и яркий, огненный колорит картины. Отношение художника к Самойловой граничило с благоговением: он неоднократно писал портреты графини, её черты можно узнать в облике героинь грандиозного полотна мастера — «Последний день Помпеи». Приехав в Италию в 1823 году, Брюллов начал поиски для темы исторического полотна. Сюжет картины «Последний день Помпеи»  был подсказан художнику его старшим братом Александром, занимавшимся в качестве архитектора зарисовками раскопок в Помпеях. Брюллов работал над полотном более 5 лет. Эта историческая картина выполнена в романтической стилистике. Поведение и состояние жителей Помпеи в роковой момент – главная сюжетная линия произведения. Прославившее художника полотно изображает не только трагедию народа, гибнущего в столкновении со стихией, но и смену исторических эпох – зарождение на обломках старого языческого мира новой христианской цивилизации. Трагедия пробуждает в героях самые разные чувства – отчаяние и страх, любовь и стремление защитить близких. Это позволило, по словам Николая Гоголя, показать все «верховное, физическое и нравственное совершенство» человека. Следуя традиции искусства Возрождения, художник изобразил в левой части картины себя самого с принадлежностями живописца.
Официальный заказчик картины – промышленник, ученый и меценат А. Н. Демидов. Первоначально полотно с огромным успехом показывалось в Риме, Милане, Париже. Летом 1834 года картина была отправлена из Франции в Санкт-Петербург, где Демидов преподнёс её императору Николаю I. В августе 1834 года картина была помещена в Эрмитаже, а в конце сентября того же года полотно было перемещено в отдельный зал Академии художеств для всеобщего обозрения. В 1851 году картина поступила в Новый Эрмитаж, а в 1897 году была передана в создаваемую в то время коллекцию Русского музея императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей).

«Явление Христа народу» Александра Иванова как и «Последний день Помпеи» Карла Брюллова является  произведением эпохальным для русского искусства. Художник работал над произведением более 30 лет, практически всю свою творческую жизнь.     В основе сюжета – евангельское событие: вдохновенный Иоанн Предтеча крестит народ в водах реки Иордан, возвещая людям о приходе Того, кто призван произвести коренной поворот в жизни человечества. За Иоанном Крестителем – группа будущих учеников Христа: Иоанн Богослов, апостолы Андрей, Нафанаил; по другую сторону – фарисеи, римские воины. На первом плане картины - группа людей, образы которых, по мысли художника, воплощают всю гамму переживаний, отношение к проповеди Пророка. Они радуются, сомневаются, надеются на явление Спасителя. Особой находкой художника явился образ воспрявшего раба, ставший настоящим откровением в русской живописи. Именно разные состояния и настроения людей в   связи с явлением Христа долго и трудно искал Иванов. В библейской легенде художник увидел возможность выразить мечту о свободе: «...начался день человечества, день нравственного совершенствования».
Близко знавший художника Иван Тургенев писал: «По глубине мысли, по силе выражения, по правде и честной строгости исполнения вещь первоклассная». В процессе создания картины были написаны многочисленные эскизы и этюды, ставшие для многих поколений художников единственной в своем роде школой живописного реалистического мастерства. Многие из них принадлежат к высшим достижениям русской живописи XIX века.
 «Явление Христа народу» из собрания Русского музея – большой окончательный эскиз, предшествовавший картине, находящейся в Третьяковской галерее.

Широкой популярностью пользовался в XIX столетии Иван Айвазовский, талантливый русский художник-маринист, воспевший в многочисленных картинах морскую стихию и борьбу человека с ней. «Волна» и «Девятый вал» - значительные его работы, в которых особенно проявилось романтическое восприятие художником природы. Свои полотна художник писал по памяти, в мастерской. По словам автора, «движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Сюжет картины слагается у меня в памяти, как сюжет стихотворения у поэта».
Критически оценивая наследие Айвазовского, Александр Бенуа отмечал: «Никто из художников в России не находился на такой высоте, чтобы заинтересоваться трагедией мироздания, мощью и красотой стихийных явлений. Лишь один Айвазовский зажигался… вдохновенным восторгом от великолепия космоса, являвшегося для (него) живым, органическим и даже разумным и страстным существом».
Какие бы бури и штормы ни изображал Айвазовский на своих холстах, его картины всегда заключают в себе надежду на спасение. В этом прочитывается искренняя, исполненная добра христианская душа художника.

Знакомство с искусством второй половины XIX  века мы продолжим непосредственно в залах Русского музея.

О дате экскурсии будет объявлено позднее.

 

Галерея