#ЛюдиКакЛюди. Счастливый взгляд
30.04.202228 апреля в рамках Всероссийского инклюзивного фестиваля «Люди как люди» состоялась организованная СПбУТУиЭ экскурсия в Русский музей для ребят с расстройством аутистического спектра из двух школ города – № 565 и № 755 (Региональный центр аутизма), участвующих в мероприятии «Счастливый взгляд».

В Русском музее нас встретили сотрудники отдела социокультурных коммуникаций Альфия Шагеева и Наталья Петухова. Ребята были из двух разных школ, поэтому встреча началась со знакомства. Мы попросили школьников и организаторов мероприятия представиться. Затем все вместе прошли во флигель Росси, где находится экспозиция народного искусства Русского музея.
Экспозиция народного искусства - это всегда немного сказка. Волшебные звери, русалки, лешие, причудливые цветы - мир народной фантазии, любимый и взрослыми, и особенно детьми. Каждый здесь может найти что-то интересное для себя. Что-то, что отправит его в страну снов, где все удивительно, но всегда несет смысл. Добрые силы охраняют дом, очаг, одежду человека, а зло всегда побеждено.
Проходя по залам экспозиции, мы поняли, как стремились люди во все времена окружить себя красотой, насколько безгранична фантазия народа, как развит его природный художественный вкус.
В первом зале флигеля мы увидели чеканные изделия. Школьникам показали светцы, своеобразное приспособление для освещения избы, и дали подержать в руках лучину. Ни одна изба не обходилась без подобной «светильни». Березовые или сосновые щепки вставлялись в железные светцы. При этом металлический стержень, к которому крепились держатели, внизу заострялся так, чтобы его можно было вставить в специальную подставку или закрепить в бревенчатую стену дома. Своими пропорциями и силуэтами светцы вызывают ассоциацию с цветами на высоких стеблях. Застывший цветок в своих фигурных побегах скрывает держатели для лучин. Обычная высота светцев не превышает 1 –1,3 метра, но они всегда кажутся выше, напоминая цветы, стремительно растущие ввысь. Этому впечатлению во многом способствует соразмерность завитков, попарно закрепленных по всей высоте стебля.
Посмотрели школьники на резное деревянное подстолье, нижнюю часть стола, куда убиралась посуда. Его приземистые пропорции продиктованы характером интерьера того времени с низкими сводчатыми перекрытиями. Монументальные «репки» у основания ножек создают ощущение устойчивости и мощи. Подстолье украшено сквозным и рельефным орнаментом, соединившим классические мотивы листьев аканта с реальными ягодами.
Фронтоны, оконные наличники, многометровые фризы давали простор фантазии мастеров, заполнявших их плоскости сказочными цветами и завитками аканта, из которых выглядывали добродушные львы с очеловеченными мордами, птицы-Сирины, русалки-берегини, драконы, змеи. В поволжской резьбе эти исконно народные поэтические образы соединились с мотивами и формами городской классической архитектуры.
Одинаковые по назначению вещи в разных местностях приобретали свои особенности форм и декора. Северные ковши сохраняли традиционную форму плывущей птицы. Иногда ковш уподобляли коню. Таков уникальный предмет с пространной надписью и датой, дающий исчерпывающие сведения о его происхождении: «Сей ковш Шилегоцкой сотни Шуйки Пустой церкви Рождества Богородицы Дьячка Бориса Васильева сочинил 1753 года».
Расписные ковши-скопкари в виде величественных плывущих птиц — наиболее ранние памятники пермогорской росписи в собрании музея. Прихотливые растительные побеги оплетают стенки ковшей, крупные геометрические розетки на груди придают убранству монументально-торжественный и одновременно символический характер. Розетки в виде круга или ромба на груди ковша-птицы не что иное, как солярные знаки, пережитки древней языческой символики, сохранившейся на этой ритуальной посуде.
Участники мероприятия посмотрели игрушку «Как мыши кота хоронили» и послушали один из популярных сюжетов лубочных картинок: «…Немало бед терпело мышиное племя от коварного кота. И когда показалось мышам, что кот лежит мертвый, они решили устроить своему врагу пышные похороны, а себе праздник. Уложили мыши кота на санки, но лапы ему на всякий случай связали. Многие мыши в сани впряглись, а другие со всех сторон стали подталкивать. И повезли мыши кота хоронить. Тут в самый разгар торжественной церемонии притворщик ожил, легко мышиные путы разорвал и набросился на своих врагов. Много потерь понес тогда мышиный род».
Но самым неожиданным было то, что наши школьники смогли порисовать и разукрасить одну из понравившихся игрушек прямо в последнем зале экспозиции. Затем мы подвели итоги: ребята поделились мнением, что больше всего понравилось им во время экскурсии и почему.
На следующий день после мероприятия Янина Усанина, педагог-психолог школы № 565 прислала в адрес университета благодарность:
«…Посещение данного мероприятия стало возможным, благодаря начавшемуся со времён фестиваля #ЛюдиКакЛюди сотрудничеству нашей школы с Санкт-Петербургским университетом технологий управления и экономики. Поэтому получив от них приглашение на экскурсию для детей с особенностями развития в Михайловский дворец, мы с радостью его приняли. Наши обучающиеся особенно отметили увлекательные рассказы об экспонатах экскурсоводов Альфии и Натальи, а так же были восхищены творчеством русских зодчих, а рисование на полу Русского музея по окончании экскурсии привело всех в полный восторг. Спасибо Вам за предоставленную возможность, и до новых встреч»!