• Главная
  • Новости
  • «Русский музей: виртуальный филиал»: Мраморный дворец и выставка «Семь красавиц»

«Русский музей: виртуальный филиал»: Мраморный дворец и выставка «Семь красавиц»

30.05.2022
В рамках работы Информационного центра «Русский музей: виртуальный филиал» для студентов СПбУТУиЭ проведено выездное занятие из цикла «История русского изобразительного искусства».

Ведущий специалист по научно-просветительской деятельности Русского музея, кандидат искусствоведения Нина Шершова ознакомила студентов Института международных программ и Института гуманитарных и социальных наук СПбУТУиЭ с основной экспозицией Мраморного дворца и проходящими выставками «Лики / Лица / Морды» и «Семь красавиц».

Мраморный дворец сооружался по велению Екатерины II для графа Г.Г. Орлова в 1768 - 1785 годах по проекту итальянского архитектора А Ринальди.  Находящийся  вблизи Невы и Марсова поля трехэтажный дворец выходил на Красный канал, соединявший Неву с Мойкой и вскоре засыпанный в связи со строительством Служебного корпуса. Свое название Мраморный дворец получил в связи с тем, что в отделке его фасадов, а также интерьеров широко использовался различных сортов и оттенков мрамор.  Расположившись в парадном дворе или курдонере мы обратили внимание, что первый этаж дворца, облицованный  розовато-серым гранитом, является монументальным основанием для двух верхних этажей, в отделке которых использован светло-серый гранит. Коринфский ордер, объединивший второй и третий этажи с помощью пилястр и трехчетвертных колонн, выполненных из розового тивдийского мрамора, с беломраморными базами и капителями, ритмично чередуются с оконными проёмами. Наличники, окон изготовлены из серого рускеальского мрамора. Между окнами второго и третьего этажей размещены рельефные беломраморные гирлянды.

Северный и южный фасады дворца обращены соответственно на набережную Невы и Марсово поле. Они имеют четко выраженные центральные оси симметрии с дверями балконов заключённых в нишах с полуциркульными завершениями. Ограждения балконов выполнены из мрамора с золочёнными бронзовыми балясинами. На аттике здания по всему периметру наружных фасадов установлены вазы серого доломита.

Между дворцом и Служебным домом на гранитном цоколе красного гранита установлена кованая решетка с золочёными декоративными элементам. Гранитные столбы ограды завершают мраморные вазы, а по сторонам въездных ворот находятся мраморная военная арматура.

Главный восточный фасад дворца, обращённый в парадный двор имеет насыщенный скульптурный декор. Его венчает часовой павильон, декорированный мраморными вазами, в котором находятся дворцовые куранты, воссозданные Русским музеем в 1999 г. По сторонам павильона установлены две мраморные аллегорические статуи: «Щедрость» и «Верность» работы Ф. И. Шубина.

С 1994 г. перед главным входом в Мраморный дворец экспонируется конная статуя Императора Александра III работы П.Трубецкого. Она хранилась в собрании Русского музея с 1939 г., а ранее в 1909 — 1937 г. находилась на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) перед Московским вокзалом. 

При входе в Мраморный дворец мы попадаем в пространство Парадной лестницы — уникального в истории русской архитектуры XVIII в. интерьера, сохранившего своё первоначальное убранство почти без изменений. Отделка выполнена из различных сортов цветного мрамора. Напротив входа на стене находится мраморный рельеф с портретом архитектора А. Ринальди, который появился здесь по желанию первого владельца графа Г.Орлова в знак признания заслуг архитектора. Основной в художественном убранстве парадной лестницы является скульптура, выполненная из итальянского мрамора и установленная в нишах, а так же рельефные композиции на стенах третьего этажа и лепной декор перекрытия.

Скульптуры парадной лестницы Мраморного дворца — единственный сохранившийся в Санкт-Петербурге аллегорический ансамбль XVIII в. В нишах, украшенных мраморными раковинами, между первым и вторым этажами, установлены четыре мраморные статуи, олицетворяющие время суток: Ночь — женская фигура с традиционными атрибутами: сова; работы неизвестного мастера; Утро — женская фигура в виде богини утренней зари Авроры; атрибуты: солнечный диск у её ног и гирлянда роз в руках богини; Полдень — женская фигура с присущими ей атрибутами: стрела — символ солнечных лучей, солнечные часы показывают полдень, и знаки зодиака (Телец, Дева, Козерог) напоминают о неизменности этого явления на протяжении всего года; Вечер — женская фигура в образе богини охоты Дианы, в сумерках выходящей на охоту. Её атрибуты — лук и колчан со стрелами. Автором этих трех статуй является скульптор Федор Шубин.

А в прямоугольных нишах, между вторым и третьем этажами две статуи, которые символизируют Весеннее равноденствие — женская фигура с цветочной гирляндой в руках, у её ног голова барана — зодиакальный знак Овна, в который вступает солнце после наступления дня весеннего равноденствия. И Осеннее равноденствие — мужская фигура с гроздью спелого винограда в руке.

На внутренних стенах площадки третьего этажа размещены рельефные изображения четырех главнейших добродетелей: Умеренность, Сила духа, Благоразумие и Справедливость. В центре западной стены помещена композиция: «Игры амуров». Завершал всю композицию пространства лестницы циферблат часов. Башенные куранты дворца в XVIII в. имели два циферблата: один — на фасаде, а второй расположенный горизонтально в перекрытии. В настоящее время здесь находится плафон «Суд Париса» работы Иосифа Кристи, перенесенный сюда из зала дворца в середине XIX века.

Мраморный зал — уникальный в истории русской архитектуры XVIII в. интерьер, первоначальное убранство которого во многом сохранилось до наших дней. Облицовка стен зала выполнена из различных сортов отечественного и итальянского мрамора. Первоначально зал был одноэтажным, ныне после реконструкции А. Брюллова он двухъярусный. Его пространство освещено окнами второго и третьего этажей. В отделке стен использован коринфский ордер. Пилястры выполнены из тивдийского мрамора с бронзовыми золочёными базами и капителями. Они опираются на тянущийся по периметру стен цоколь, разделенный филенками из зелёного итальянского мрамора.

Скульптурное убранство Мраморного зала было создано выдающимися русскими скульпторами. По периметру стен зала располагаются 14 круглых барельефов на тему «Жертвоприношений», выполненных скульптором Федором Шубиным в соавторстве с итальянским скульптором Антонио Валли. На западной стене установлены два барельефа работы М.Козловского. Перекрытие украшает живописный плафон С.Торелли «Свадьба Купидона и Психеи». В убранстве зала также использован редкий поделочный камень - лазурит. Оконные рамы и балконные двери были выполнены из золочёной бронзы. Дверные полотна и наборный паркет, имевший сложный рисунок, были выполнены из различных сортов цветного дерева.

Парадная приёмная — центральное помещение Невской анфилады является ещё одним залом дворца, сохранившим подлинные элементы исторической отделки. Здесь находятся восемь монолитных колонн полированного сердобольского гранита, лепное убранство сводчатого перекрытия и фрагменты наборного паркета. В 2015 г. воссозданы мраморные камины, наборный паркет из ценных пород дерева, расчищена и заново позолочена лепнина перекрытия, отреставрированы дверные полотна, воссоздана бронзовая золоченая люстра. Раскрыты дверные проемы в смежные помещения.

В западной части здания окнами на Мраморный переулок размещается самое большое помещение во дворце — двусветный зал, созданный в процессе реконструкции А. Брюллова. Он получил новое художественное убранство и стал именоваться Белым или Готическим из-за примененных при его оформлении элементов неоготического стиля. По сторонам дверного проема южной стены зала установили две мраморные колонны, на которых помещены фигуры русских витязей. Мраморный камин с зеркалом в резной золочёной раме находится по центральной оси северной стены. Это единственный подлинный камин середины XIX в. сохранившийся на своём историческом месте в Мраморном дворце до настоящего времени.

К Белому залу с севера примыкает Греческая галерея, в которой также воссоздано художественное убранство: восстановлена облицовка стен искусственным мрамором, и осуществлена реконструкция наборного паркета. Из Греческой галереи двери ведут в Зимний сад.  А. Брюллов устроил его на террасе находившегося здесь ранее Висячего сада Он занимает пространство второго и третьего этажей. Декоративные арки свода опираются на чугунные колонны и полуколонны, металлический потолок над третьим этажом, убран кессонами. В сад выходят окна помещений третьего этажа, а на восточной стене воссоздан небольшой балкон с изящной кованой решеткой. В середине сада на мозаичном каменном полу возвышается мраморный фонтан с тремя чашами. В помещении сада воссоздали фонтан, большую трехстворчатую остекленную дверь, три арочных проёма, соединяющих помещение сада с Цветником и балкон на уровне третьего этажа с декоративной решеткой. В Цветнике воссоздали мраморный камин с зеркалом, раскрыли дверной проем, ведущий в помещение бывшей библиотеки в Невской анфиладе дворца.

В декабре 1991 г. решением Мэрии Санкт-Петербурга Мраморный дворец был передан в распоряжение Государственного Русского музея. С 1994 года в Мраморном дворце также размещается постоянная экспозиция «Музея Людвига в Русском музее» — собрание немецких коллекционеров Петера и Ирене Людвиг, передавших в дар Русскому музею свою коллекцию, в которой представлены произведения отечественных и зарубежных художников второй половины XX в.  С этого времени положено начало развития главной концепции Мраморного дворца: «Русское искусство в контексте искусства мирового». 

В 1998 г. в дар Государственному Русскому музею передали свое собрание петербургские коллекционеры Яков Александрович и Иосиф Александрович Ржевские. Большая часть коллекции — произведения станковой живописи XVIII — ХХ вв., среди которых работы И.К. Айвазовского, Ю.Ю. Клевера, И.И. Дубовского, И.И. Машкова, П.П. Кончаловского и Б.М. Кустодиева. Особенно редкой частью собрания являются часы — каминные, напольные и дорожные, выполненные различными часовыми мастерами конца XVIII — первой половины XIX в. Часы с уникальными часовыми механизмами, с боем, исполняют несколько мелодий, и интересны также декоративным оформлением циферблата и корпуса. В этой частной коллекции представлены так же графика, скульптура, мебель, осветительные приборы, и художественная бронза.

Все экспозиции, развернутые в постоянно обновляемых и отреставрированных залах Мраморного дворца, также отражают роль и место русского искусства в контексте мирового. Осмысление этой роли позволяет лучше понять своеобразие национальных традиций и самобытность отечественных мастеров и, вместе с тем, ощутить традиционные общеевропейские корни.

В Мраморном дворце мы смогли увидеть произведения, представленные на выставке «Лики / Лица / Морды», приуроченной к 90-летию известного московского художника Анатолия Зверева (1931–1986) и посвященной феномену непарадного портрета в отечественном искусстве ХХ и ХХI веков. Московский Музей AZ (Анатолия Зверева) демонстрирует  свыше  90 работ художников-шестидесятников и современных авторов -  А. Зверева, Д. Плавинского, В. Яковлева, В. Немухина, В. Янкилевского, О. Целкова, М. Шемякина, Л. Кропивницкого, М. Шпиндлера, Б. Свешникова, Э. Штейнберга, Л. Пурыгина, И. Лубенникова, С. Шутова, Н. Нестеровой, Л. Ротаря, Н. Турновой, Г. Брускина, Г. Богомолова, Э. Зеленина, И. Ворошилова и фотографии художников, запечатленных Анатолием Брусиловским и Игорем Пальминым.

Выставка «Семь красавиц», приуроченная к 880-летнему юбилею выдающегося азербайджанского поэта и философа Низами Гянджеви, представила разные виды искусства, объединяя несколько исторических эпох образами его бессмертной поэзии. Поэзия Низами веками вдохновляла на творчество многих мастеров. Одно из замечательных произведений, ставшее классикой с момента премьеры, – балет «Семь красавиц» выдающегося азербайджанского композитора Кара Караева. Балет написан по мотивам одной из поэм знаменитой «Пятерицы». Впервые он был показан на сцене Азербайджанского государственного театра оперы и балета в 1956 году. На основе этих двух источников – литературного и музыкально-хореографического – в экспозиции выставки создана особая среда для демонстрации ценных экспонатов.

Концепция проекта предполагает единство восприятия визуальных и звуковых образов. Благодаря этому создается эффект личного участия зрителя в разворачивающемся перед ним действии. Достигается этот эффект видеоинсталляциями, изображающими роскошные старинные рукописные книги, украшенные миниатюрами. Персонажи миниатюр оживают, приглашая войти в свой зачарованный мир. Прогулявшись по этой ожившей средневековой книге, среди роскошного убранства дворцовых помещений, зритель оказывается в пространстве балета: его окружают танцующие балерины, словно миражи, возникающие из бескрайних просторов Вселенной.

После занятия в Мраморном дворце студенты поделились своими впечатлениями:

Карина Тагирова: «Дворец прекрасный! С первой секунды бросается в глаза отличное сочетание цветов мрамора серого с более нежными: бежевый, розовый, голубой, бирюзовый. Эти цвета придают величие, благородство данному дворцу. Понравился рассказ экскурсовода, который был настолько красочным и понятным, что не хотелось ничего упускать. Также я была рада попасть в те роскошные залы, которые  без экскурсии многим не доступны. Они великолепны, каждый хоть раз в жизни должен увидеть их». 

Екатерина Иванова: «Была с группой на экскурсии в Мраморном дворце. Хочу сказать большое спасибо нашему экскурсоводу за интересную и увлекательную экскурсию, которая содержала много фактов об истории дворца. Спасибо Вам большое, было интересно».

Диана Багарян: «Парадная лестница, высокие своды, мраморный декор и скульптуры поражают своей красотой и величием! Особенно запомнилась выставка «Лики / Лица / Морды», посвященная феномену непарадного портрета в отечественном искусстве ХХ и ХХI веков. Посещение Мраморного дворца – это великолепный шанс объединить как и знакомство с привычными богатыми дворцовыми интерьерами, так и современным искусством».

Использованы материалы сайта

 

 

Галерея