• Главная
  • Новости
  • Навстречу Году педагога и наставника. Наталья Ионова: «Миссия преподавателя сегодня – научить критически осмысливать любую информацию и новые знания»

Навстречу Году педагога и наставника. Наталья Ионова: «Миссия преподавателя сегодня – научить критически осмысливать любую информацию и новые знания»

10.10.2022
Какова миссия преподавателя в современном вузе, чему он должен учить в первую очередь? На эти и другие вопросы редакции ответила директор Института международных программ Наталья Ионова.

- Наталья Владимировна, расскажите, как Вы вливались в коллектив нашего университета, о Ваших первых впечатлениях о вузе, студентах.

- В системе высшего образования я работаю всю свою сознательную жизнь, уже 22-й год, из них 6-й год в Санкт-Петербургском университете технологий управления и экономики. С первых дней работы здесь я ощутила невероятную, почти семейную, атмосферу, теплоту и поддержку своих коллег, блеск и жажду знаний в глазах студентов, что очень мотивирует и вдохновляет меня по сей день.

- Волнуетесь ли Вы перед первой встречей с новыми студентами? Как Вы оцениваете сегодняшних студентов как преподаватель.?

- Конечно, волнуюсь: каждый новый студент – это новые знания, новые эмоции, новые сомнения. Сегодняшние студенты – они удивительные, уникальные, талантливые, у них есть чему поучиться, в каких-то вещах они разбираются лучше меня. Они заставляют меня постоянно совершенствоваться, искать новые возможности, чтобы быть не просто преподавателем, а интересным собеседником, другом, наставником.

- На Ваш взгляд, какова миссия преподавателя в современном университете? Что, в первую очередь, кроме знаний, педагог должен вложить в своих учеников?

- Миссия преподавателя сегодня – научить ошибаться, научить критически осмысливать любую информацию и новые знания. Сегодня происходит обесценивание знания как такового. Любую информацию можно мгновенно найти в Интернете. Поэтому педагог сегодня – вовсе не транслятор знаний, он, если хотите, путеводная звезда – тот, кто заставит сомневаться, искать ответы на свои вопросы и придумывать нестандартные решения.

- Какие важные задачи, проблемы существуют в современной высшей школе? Что бы Вы поменяли в работе вузов?

- Пожалуй, будет странно, если я скажу, что проблем нет. Между тем, обращаясь к опыту получения моего первого высшего образования, могу с уверенностью сказать, что система очень мощно меняется: внедряются новые формы и методы обучения, идет цифровизация образования, университет становится таким центром социальной активности, где студент не просто учится, он общается, занимается творчеством и спортом, участвует в разработке проектов, проживает целую жизнь. Конечно, перемены не просто нужны, они необходимы: лекции и семинарские занятия – это не то, что сегодня больше всего нужно современному студенту и будущему профессионалу. Важно развивать креативность, критическое и проектное мышление, используя новые формы – форсайт-сессии, тренинги, проектное обучение. Привлекать известных ученых, блогеров, актеров, писателей, медийных личностей к образовательному процессу, ведь у современного молодого человека новые кумиры и авторитеты.

- Расскажите о том, как Вы пришли в профессию. Был ли в Вашей жизни педагог, который повлиял на Ваш выбор, которому Вы благодарны за его помощь, который, возможно, стал для Вас примером?

- Преподаватель – это моя детская мечта, помню, еще в детском саду рассаживала перед собой игрушки и читала для них лекции. Кто повлиял на выбор профессии? Могу сказать, что мне повезло с учителями и преподавателями, на пути мне встретилось огромное количество прекрасных людей, на которых хотелось равняться. Если говорить о школе, то это, конечно, мой первый учитель начальных классов, Галина Александровна. Она научила меня верить в себя. Если говорить о вузе – это преподаватель по педагогике Мария Апполинарьевна, она научила меня верить в профессию.

- Насколько сегодня востребована профессия педагога? Не жалеете, что в свое время выбрали себе такую стезю?

- Сегодня, конечно, профессия педагога не входит в ТОП востребованных специальностей, однако я вижу, как многие люди, добившись успехов в различных сферах профессиональной деятельности – управленцы, предприниматели, юристы – приходят к желанию делиться своим опытом, знаниями, умениями с молодым поколением. И это прекрасно!

- По сравнению с тем временем, когда Вы только начинали свою преподавательскую деятельность, обучать стало легче или сложнее?

- Я бы сказала – стало интереснее! Найти материал для лекции – легко, увидеть глаза студента, оторвавшегося от телефона – это под силу только профессионалам!