• Главная
  • Новости
  • Навстречу Году педагога и наставника. Марина Лазарева: «Идеальный преподаватель тот, от общения с которым возникает стремление к самопознанию и саморазвитию»

Навстречу Году педагога и наставника. Марина Лазарева: «Идеальный преподаватель тот, от общения с которым возникает стремление к самопознанию и саморазвитию»

13.10.2022
Марина Лазарева – кандидат педагогических наук, доцент, рассказала редакции, как абитуриенты сегодня выбирают педагогическое образование, ориентируясь на гибкие профессиональные траектории.

- Марина Владимировна, расскажите о Ваших первых впечатлениях об университете, коллегах?

- В университет я пришла в 2018 году на кафедру педагогики, психологии и переводоведения, сейчас работаю на двух кафедрах – педагогики и психологии, лингвистики и переводоведения.

В коллектив влилась быстро, адаптировалась и стала принимать участие во всех мероприятиях, проводимых кафедрами. Сразу же подкупило настроение коллектива, моральная и психологическая атмосфера, добрые и продуктивные взаимоотношения на кафедре. Вся эта атмосфера была создана прекрасными, знающими, профессиональными и ответственными руководителями – Ткачевой Ириной Александровной и Ариас Анной Марией.

- Волнуетесь ли Вы перед первой встречей с новыми студентами? Какие они – сегодняшние студенты?

- Имея очень большой опыт работы в различных аудиториях, могу сказать, что студенческая представляется самой открытой. Главное – общаться, увлекать, тогда к преподавателю и относятся по-другому. Уважать должны не за статус «по ту сторону баррикады», ведь баррикады здесь нет.

Мне кажется, что современные студенты более практичные, реалистичные, целеустремленные, и в этом отношении более зрелые. Есть студенты, которые запоминаются, потому что они были трудолюбивые и целеустремленные, и после выпуска ты видишь, как они выросли, окрепли и превратились в ярких личностей.

- Какова, на Ваш взгляд, миссия преподавателя в современном университете? Что в педагог должен вложить в своих учеников?

- На мой взгляд, миссия преподавателя в современном университете заключается не только в успешной подготовке квалифицированных специалистов, но и в том, что преподаватель университета по-прежнему должен нести ценности и знания, не зависимо от того, какого специалиста он готовит. Он должен мотивировать, пробуждать ответственность у всех, кого обучает. Идеальный преподаватель тот, от общения с которым и даже простого присутствия которого у студентов в аудитории просыпается разум, постепенно раскрываются и обогащаются жизненные смыслы, возникает стремление к самопознанию и саморазвитию.

- Как Вы пришли в профессию? Кто повлиял на Ваш выбор?

- Педагог, который повлиял на выбор моей профессии, это моя мама, Лазарева Ольга Николаевна, которая является не просто первоклассным педагогом, но и лучшей в мире мамой. Женщина, которая подарила мне жизнь, которая всегда научит, подскажет, посоветует, как принять правильное решение.

Прекрасных людей и учителей на долгом профессиональном пути встречалось много, всех не перечислить, но все они внесли огромный вклад в мое становление как профессионала и человека.

Никакие знания и навыки не передаются иначе как от человека к человеку. За каждым успешным человеком в любой сфере деятельности всегда есть учитель, всегда есть наставник.

- Насколько сегодня востребована профессия педагога? Не жалеете, что в свое время выбрали себе такую стезю?

- Профессия педагога вышла на третье место по популярности среди абитуриентов вузов. Педагогическое образование сегодня выбирают не только для того, чтобы стать учителем. В последнее время появилось много перспективных педагогических профессий, которые интересны молодым людям, – тьютор, игропрактик, педагогический дизайнер, администратор образовательных онлайн-платформ. Такие программы уже есть в вузах.

Педагогические направления подготовки в вузах стали восприниматься несколько иначе. Это уже не только преподавание учебного предмета, но еще и умение работать с людьми в целом. А это не только трудоустройство в школе, но и рекреационный сектор, торговля, консалтинг, кадровые службы. Люди ориентируются на гибкие профессиональные траектории. Сколько-то лет в школе, потом может быть дополнительное образование, потом кадровые службы, потом можно вернуться в систему образования. Такая гибкость траекторий стала сама по себе ценной. И программы педобразования ориентируют на такую жизнь.

Что касается меня, то выбранная мной профессия ни разу меня не разочаровала.

- По сравнению с тем временем, когда Вы только начинали свою преподавательскую деятельность, обучать стало легче или сложнее?

- Работа педагога всегда сложная, интересная, развивает и постоянно открывает новые горизонты. Моя роль как преподавателя состоит в оценке влияния, которое я оказываю на своих студентов. Стремится необходимо к тому, чтобы студенты сознательно воспринимали содержание обучения. Нужно смотреть на обучение глазами своих студентов, замечать их постепенный прогресс и продвижение к намеченным целям, предоставлять возможность студентам для осознанной практики, обеспечивать обратную связь по поводу ошибок или заблуждений, заботится о том, чтобы студенты достигали целей и подходили к изучению материала с таким же энтузиазмом, как и преподаватель.

Однозначно меняются профессиональные роли учителя: сегодня педагог и просветитель, и наставник, и фасилитатор, и научный руководитель, и модератор, и навигатор, и тренер.