«Именно молодежь способна производить новые знания»

18.10.2022
Могут ли студенты генерировать идеи и создавать новые научные проекты? На эти вопросы нам ответила спикер Школы ключевых исследователей по направлению «Гражданская наука» Надежда Николаевна Покровская.

Надежда Николаевна Покровская – доктор социологических наук, кандидат экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и управления социально-экономическими системами СПбУТУиЭ, профессор кафедры инновационного менеджмента СПбГЭТУ «ЛЭТИ», профессор Высшей школы медиакоммуникации и связей с общественностью СПбПУ, профессор кафедры связей с общественностью и рекламы Института философии человека РГПУ им. А. И. Герцена. Член Санкт-Петербургского Союза ученых, член Санкт-Петербургского Дома ученых, член-корреспондент Международной академии наук Высшей школы, действительный член Академии проблем гуманизма (г. Ереван).

- Надежда Николаевна, расскажите, почему Вы согласились стать спикером Школы ключевых исследователей по направлению «Гражданская наука», и почему, по Вашему мнению, пригласили именно Вас?

- Согласилась, потому что для меня это вызов. Я обожаю новые задачи, и мне интересно общаться с людьми, которые на грани между формальной и неформальной наукой. Пригласили, думаю, как компетентного и имеющего разносторонний опыт преподавателя. Я год читала лекции студентам в Париже, весенний семестр 2018 года работала в Риме, в 2018-2019 и в 2021 годах читала лекции китайским студентам.

- Как Вы считаете, такие школы будут способствовать развитию «гражданской науки»? Другими словами – будет ли результат?

- Абсолютно любая школа будет иметь результат. Могу привести пример: известный американский учёный, статистик и консультант по менеджменту Эдвард Деминг прочитал лекцию о методах статистического контроля качества, которые были успешно восприняты руководителями японских компаний. И это все изменило в экономике Японии – через 4 года после его выступления Япония вышла на мировой рынок и до сих пор занимает на нем лидирующие позиции.
Любое научное общение изменяет реальность. А наша основная реальность в экономике знаний – это наши знания.

- Среди участников Школы – те, кто возглавляет студенческие научные общества, так или иначе связан со студенческой наукой. Чему они в первую очередь должны тут научиться?

- Не совершать некоторых ошибок при создании подобных сообществ и работе со студентами, принимать в них людей, мотивированных к научным изысканиям.
Раз эти люди потратили свое время, чтобы приехать сюда, слушать спикеров, учиться, значит, они сами мотивированные и открытые, и мне это безумно нравится.

- Если мы опять вернемся к ожиданиям: могут ли студенты создавать новые научные проекты?

- Студенты и даже школьники именно и могут создавать новые проекты – за счет своей открытости, незашоренности. Формальная наука ставит определенные границы, мне, профессору, это может помешать. А они не в курсе о барьерах и преградах формальной науки. Позитивизм сам по себе прекрасен, но он не исчерпывает возможности научного познания. И именно молодежь способна производить новые знания.