Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по программам высшего образования – программам бакалавриата, программам магистратуры

Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам магистратуры

Одобрено Ученым советом СПбУТУиЭ от 29 августа 2019 года Протокол № 1-1-19

Утверждено ректором от 29.08.2019 Смешко О.Г.

1. Область применения

Настоящее «Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам магистратуры» (далее – Положение) определяет правила организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам магистратуры (далее – образовательные программы или ОП), реализуемым в ЧОУ ВО «Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики» (далее - Университет) и его Филиалах, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Требования настоящего Положения являются едиными и обязательными для Университета и его Филиалов, при организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования.

2. Нормативные ссылки

В настоящем положении используются следующие нормативные документы:

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Постановление Правительства Российской Федерации от 10.07.2013 № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной организации».

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

Федеральные государственные образовательные стандарты.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.04.2017 № 301 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».

Приказ Министерства здравоохранения РФ от 10.08.2017 №514н «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних».

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования от 08.04.2014 № АК-44/05вн.

Локальные нормативные акты Университета.

Устав СПбУТУиЭ.

3. Термины, определения, сокращения

Образовательная программа высшего образования (далее – ОП ВО)  представляет собой комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, в который входят: краткое описание образовательной программы, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин (модулей), программы практик, программа государственной итоговой аттестации, оценочные материалы (фонды оценочных средств), методические материалы.

Федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования (далее – образовательный стандарт).

Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и форм промежуточной аттестации обучающихся.

Практика – вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

 

4. Общие положения

Университет/Филиал осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам (программам бакалавриата, программам магистратуры) разработанным в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

Программы бакалавриата реализуются по направлениям подготовки высшего образования – бакалавриата, программы магистратуры - по направлениям подготовки высшего образования – магистратуры. Перечни направлений подготовки высшего образования утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

К освоению программ бакалавриата допускаются лица, имеющие среднее общее образование.

К освоению программ магистратуры допускаются лица, имеющие высшее образование любого уровня.

Содержание высшего образования по образовательным программам и условия организации обучения для инвалидов определяются в том числе в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (при наличии), для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся в соответствии с Положением о порядке разработки и реализации адаптированных образовательных программ высшего образования и Положением об организации образовательного процесса и условиях обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

При осуществлении образовательной деятельности по образовательной программе Университет/Филиал обеспечивает:

  • реализацию дисциплин (модулей) посредством проведения учебных занятий (включая проведение текущего контроля успеваемости) и промежуточной аттестации обучающихся;
  • проведение практик (включая проведение текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся);
  • проведение итоговой (государственной итоговой) аттестации обучающихся.

5. Разработка и реализация образовательных программ

Порядок разработки и утверждения образовательных программ в Университете/Филиале регламентируется Положением об образовательной программе высшего образования (уровень высшего образования – бакалавриат, магистратура).

При реализации образовательных программ могут использоваться электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (если иное не установлено образовательным стандартом). Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в Университете/Филиале регламентируется Положением о порядке применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации программ высшего образования – программам бакалавриата, программам магистратуры.

Образовательные программы Университета/Филиала могут реализовываться с использованием сетевой формы (если иное не установлено образовательным стандартом). Сетевая форма реализации образовательных программ обеспечивает возможность освоения обучающимся образовательных программ с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательной программы осуществляется с письменного согласия обучающегося. При сетевой форме реализации образовательных программ Университет/Филиал осуществляет зачет результатов обучения по дисциплинам (модулям) и практикам в других организациях, участвующих в реализации образовательных программ в соответствии с Положением о порядке зачета результатов освоения обучающимися дисциплин (модулей), практик, научно-исследовательской работы, дополнительных образовательных программ.

Сроки получения высшего образования по образовательной программе по различным формам обучения, при использовании сетевой формы реализации образовательной программы, при ускоренном обучении, а также срок получения высшего образования по образовательной программе инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются образовательным стандартом.

Получение высшего образования по образовательной программе осуществляется в указанные сроки вне зависимости от используемых Университетом/Филиалом образовательных технологий.

Лица, зачисленные для продолжения обучения в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 5.05.2014 № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», обучаются в течение установленного срока освоения образовательной программы с учетом курса, на который они зачислены. Указанный срок может быть увеличен не более чем на один год по решению ректора Университета, принятому на основании заявления обучающегося.

В срок получения высшего образования по образовательной программе не включается время нахождения обучающегося в академическом отпуске, в отпуске по беременности и родам, а также нахождение в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в случае, если обучающийся не продолжает в этот период обучение.

Реализация образовательных программ в области информационной безопасности осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Реализация образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, осуществляются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

6. Организация образовательного процесса по образовательным программам высшего образования

В Университете/Филиале образовательная деятельность по образовательным программам осуществляется на государственном языке Российской Федерации. Преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации в рамках образовательных программ осуществляются в соответствии с образовательными стандартами.

Образовательная деятельность  может осуществляться на иностранном языке в объеме, определенном образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и соответствующим решением Ученого совета Университета.

Получение высшего образования по образовательной программе полностью или частично на иностранном языке осуществляется в сроки, установленные образовательным стандартом, а также законодательством об образовании.

Правом на обучение по образовательной программе полностью или частично на иностранном языке обладают на равных условиях граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, поступившие на обучение по образовательной программе в Университет в соответствии с Правилами приема.

При реализации образовательной программы полностью или  частично на иностранном языке текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по соответствующей дисциплине или практике осуществляются на иностранном языке; итоговая аттестация, включая государственную итоговую аттестацию, осуществляется на русском языке.

Информация о реализации образовательной программы полностью или частично на иностранном языке указывается в договоре об образовании на обучение (при обучении по договору об образовании, заключаемому при приеме на обучение за счет средств физических и (или) юридических лиц).

Лицам, в полном объеме освоившим образовательную программу на иностранном языке полностью или частично и успешно прошедшим государственную (итоговую) аттестацию выдается диплом о высшем образовании по образцу, установленному Министерством науки и высшего образования РФ/ образца, самостоятельно установленного университетом. Диплом оформляется на русском языке.

Образовательный процесс по образовательным программам организуется по периодам обучения – учебным годам (курсам), а также по периодам обучения, выделяемым в рамках курсов (семестрам и (или) триместрам) (далее – периоды обучения в рамках курсов), и (или) периодам освоения модулей, выделяемым в рамках срока получения высшего образования по образовательной программе (далее – периоды освоения модулей).

При организации образовательного процесса по семестрам или триместрам в рамках каждого курса выделяется 2 семестра или 3 триместра (в рамках курса, продолжительность которого менее 39 недель, может выделяться 1 семестр либо 1 или 2 триместра).

Образовательный процесс может осуществляться одновременно по периодам обучения в рамках курсов и периодам освоения модулей.

Выделение периодов обучения в рамках курсов и периодов освоения модулей осуществляется в соответствии с календарными учебными графиками. Календарные учебные графики ежегодно утверждаются ректором по всем формам обучения, направлениям и уровням подготовки до начала учебного года (с учетом постановления Правительства РФ «О переносе выходных дней»). При необходимости в календарные учебные графики могут вносится изменения в течении учебного года.

Учебный год начинается:

по очной форме обучения

по программам бакалавриата:

1-4 курсы – 1 сентября, за исключением учебного года, в котором 1 сентября – воскресенье;

по программам магистратуры:

1 курс – ежегодно устанавливается приказом ректора (срок начала учебного года может быть перенесен не более чем на 2 месяца);

2 курс – 1 сентября, за исключением учебного года, в котором 1 сентября – воскресенье;

по очно-заочной форме обучения, по программам бакалавриата и магистратуры:

1 курс – ежегодно устанавливается приказом ректора (срок начала учебного года может быть перенесен не более чем на 2 месяца);

2 и последующие курсы – 1 сентября, за исключением учебного года, в котором 1 сентября – воскресенье;

по заочной форме обучения, по программам бакалавриата и магистратуры:

первый поток

1 курс – ежегодно устанавливается приказом ректора;

2 и последующие курсы – 1 сентября, за исключением учебного года, в котором 1 сентября – воскресенье;

второй поток

1 и последующие курсы – ежегодно устанавливается приказом ректора.

Общая продолжительность каникул в течение учебного года, если иное не установлено федеральным государственным образовательным стандартом, составляет:

при продолжительности обучения в течение учебного года более 39 недель – не менее 7 недель и не более 10 недель;

при продолжительности обучения в течение учебного года не менее 12 недель и не более 39 недель – не менее 3 недель и не более 7 недель;

при продолжительности обучения в течение учебного года менее 12 недель – не более 2 недель.

При расчете продолжительности обучения и каникул в указанную продолжительность не входят нерабочие праздничные дни.

В соответствии со ст. 112 ТК РФ нерабочими праздничными днями в Российской Федерации являются:

1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы;

7 января - Рождество Христово;

23 февраля - День защитника Отечества;

8 марта - Международный женский день;

1 мая - Праздник Весны и Труда;

9 мая - День Победы;

12 июня - День России;

4 ноября - День народного единства.

Осуществление образовательной деятельности по образовательной программе в нерабочие праздничные дни не проводится.

Расписание учебных занятий, проводимых в форме контактной работы, в Университете/Филиале формируется на основании следующих документов:

  • календарных учебных графиков;
  • учебных планов.

В расписании содержится полная информация о времени и месте проведения занятий для каждого курса, отдельных его потоков и учебных групп, с указанием изучаемых дисциплин и преподавателей, проводящих занятия.

Расписание очной и очно-заочной форм обучения составляется на постоянной основе на каждый семестр учебного года по принципу 1-ой (первой) и 2-ой (второй) недели.

Расписание заочной формы обучения составляется на периоды зачетно-экзаменационных сессий в соответствии с календарным учебным графиком.

При составлении расписаний учебных занятий исключаются нерациональные затраты времени обучающихся с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между занятиями.

Продолжительность учебного занятия в форме контактной работы составляет два академических часа (90 минут). Продолжительность академического часа 45 минут. Между учебными занятиями предусмотрены перерывы не менее 5 минут.

Расписание всех форм обучения утверждается первым проректором – для Университета, директором – для Филиала (или уполномоченным им должностным лицом), не позднее, чем за три дня до начала учебных занятий и размещается на информационных стендах и электронной информационно-образовательной среде Университета/Филиала.

Для проведения занятий по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту, индивидуальных и факультативных занятий может составляться отдельное расписание.

Ответственность за обеспечение учебного процесса (контактной работы) возлагается на заведующих кафедрами и контролируется директорами Институтов/директором Филиала.

В случае производственной необходимости на основании служебной записки заведующего кафедрой возможна корректировка расписания.

Режим занятий обучающихся утверждается приказом ректора Университета/директора Филиала.

Образовательная деятельность по образовательной программе проводится:

  • в форме контактной работы обучающихся с научно-педагогическими работниками организации и (или) лицами, привлекаемыми организацией к реализации образовательных программ на иных условиях (далее – контактная работа);
  • в форме самостоятельной работы обучающихся.

Контактная работа может быть аудиторной, внеаудиторной, а также проводиться с использованием ресурсов электронной информационно-образовательной среды Университета/Филиала.

Объем контактной работы определяется образовательной программой Университета/Филиала.

Минимальный объем контактной работы обучающихся в Университете/Филиале составляет (если иное не установлено образовательным стандартом):

по программам бакалавриата

  • по очной форме обучения не менее 20 академических часов в неделю;
  • по очно-заочной форме обучения не менее 8 академических часов в неделю;
  • по заочной форме обучения не менее 90 академических часов в год (при продолжительности обучения в течение учебного года не менее 12 недель и не более 28 недель минимальный объем контактной работы обучающихся составляет не менее 40 академических часов в год);

по программам магистратуры

  • по очной форме обучения не менее 10 академических часов в неделю;
  • по очно-заочной форме обучения не менее 8 академических часов в неделю;
  • по заочной форме обучения не менее 90 академических часов в год (при продолжительности обучения в течение учебного года не менее 12 недель и не более 28 недель минимальный объем контактной работы обучающихся составляет не менее 40 академических часов в год).

Максимальный объем контактной работы (если иное не установлено образовательным стандартом) по очной и очно-заочной формам обучения составляет не более 30 академических часов в неделю, по заочной форме обучения – не более 210 академических часов в год.

Учебные занятия по дисциплинам (модулям), промежуточная аттестация обучающихся, итоговая (государственная итоговая) аттестация обучающихся и практика проводятся в форме контактной работы и в форме самостоятельной работы обучающихся.

Контактная работа при проведении учебных занятий по дисциплинам (модулям) включает в себя занятия лекционного типа (лекции – занятия, предусматривающие преимущественную передачу учебной информации научно-педагогическими работниками Университета/Филиала и (или) лицами, привлекаемыми к реализации образовательных программ на иных условиях, обучающимся) и (или) занятия семинарского типа (семинары, практические занятия, лабораторные занятия), и (или) групповые консультации, и (или) индивидуальную работу обучающихся с научно-педагогическими работниками Университета/Филиала и (или) лицами, привлекаемыми к реализации образовательных программ на иных условиях (в том числе индивидуальные консультации).

Для проведения занятий лекционного типа учебные группы могут объединяться в учебные потоки. При необходимости возможно объединение в один учебный поток учебных групп по различным направлениям подготовки.

Для проведения занятий семинарского типа формируются учебные группы обучающихся численностью не более 30 человек из числа обучающихся по одному направлению подготовки. Занятия семинарского типа проводятся для одной учебной группы. При необходимости возможно объединение в одну учебную группу обучающихся по различным направлениям подготовки.

При проведении занятий семинарского типа, при необходимости, учебная группа может разделяться на подгруппы.

Университет/Филиал при проведении учебных занятий обеспечивает развитие у обучающихся навыков командной работы, межличностной коммуникации, принятия решений, лидерских качеств (включая при необходимости проведение интерактивных лекций, групповых дискуссий, ролевых игр, тренингов, анализ ситуаций и имитационных моделей, преподавание дисциплин (модулей) в форме курсов, составленных на основе результатов научных исследований, проводимых организацией, в том числе с учетом региональных особенностей профессиональной деятельности выпускников и потребностей работодателей).

При освоении образовательной программы обучающемуся, который имеет среднее профессиональное, высшее или дополнительное образование и (или) обучается (обучался) по образовательной программе среднего профессионального, высшего или дополнительного образования, и (или) имеет способности и (или) уровень развития, позволяющие освоить образовательную программу в более короткий срок по сравнению со сроком получения высшего образования по образовательной программе, установленным организацией в соответствии с образовательным стандартом, может осуществляться ускоренное обучение такого обучающегося по индивидуальному учебному плану в порядке, установленном Положением об обучении по индивидуальному учебному плану и ускоренном обучении лиц, осваивающих образовательные программы высшего образования.

Формы промежуточной аттестации, ее периодичность и порядок ее проведения, а также порядок и сроки ликвидации академической задолженности регламентированы Положением о текущем контроле успеваемости, промежуточной аттестации и бально-рейтинговой системе оценки учебных достижений студентов.

Порядок проведения государственной итоговой аттестации в Университете/Филиале регламентирован Положением о государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры.

Порядок проведения итоговой аттестации в Университете/Филиале регламентирован Положением об итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры.

Лица, осваивающие образовательную программу в форме самообразования (если образовательным стандартом допускается получение высшего образования по соответствующей образовательной программе в форме самообразования), а также лица, обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, могут быть зачислены в качестве экстернов для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в Университет/Филиал по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Условия и порядок зачисления экстернов в Университет/Филиал (включая порядок установления сроков, на которые зачисляются экстерны, и сроков прохождения ими промежуточной и (или) государственной итоговой аттестации) устанавливаются Положением об условиях и порядке зачисления, прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации экстернов в СПбУТУиЭ.

7. Порядок освоения элективных (по выбору студента) и факультативных дисциплин

При реализации образовательных программ Университет/Филиал обеспечивает обучающимся возможность освоения факультативных (необязательных для изучения при освоении образовательной программы) и элективных (избираемых в обязательном порядке) дисциплин (модулей).

Выбор элективных и факультативных дисциплин проводится обучающимися добровольно в соответствии с индивидуальными образовательными потребностями. Право выбора предоставляется всем обучающимся, независимо от наличия у них академических задолженностей.

Количество элективных дисциплин, предлагаемых к выбору обучающимся в каждом модуле дисциплин по выбору, обеспечивает возможность выбора не менее чем из двух вариантов эквивалентной трудоемкости.

Определение перечня дисциплин, выбираемых обучающимися, осуществляется на каждый учебный год, и набор соответствующих дисциплин становится обязательным для освоения.

Выбор  элективных и факультативных дисциплин, к освоению в следующем  учебном году для обучающихся вторых и последующих курсов для очной и очно-заочной формы обучения осуществляется до 01 июня текущего учебного года, для заочной формы обучения осуществляется на первой зачетно-экзаменационной сессии текущего учебного года.

Выбор элективных и факультативных дисциплин для обучающихся первых курсов на текущий учебный год осуществляется до 15 сентября текущего учебного года.

Обучающиеся, не определившиеся с выбором элективных дисциплин в указанные сроки, распределяются по группам для изучения дисциплин по выбору по решению директора института/ Филиала.

Выбор обучающимися элективных и факультативных дисциплин осуществляется путём подачи заявления в деканат/структурное подразделение Филиала, ответственное за организацию учебного процесса. Запись на элективные дисциплины возможна путём подачи группового заявления от обучающихся одной группы. Заявления на элективные и факультативные дисциплины хранятся в деканате/структурным подразделением Филиала, ответственным за организацию учебного процесса.

Информирование обучающихся о порядке выбора элективных и факультативных дисциплин осуществляется деканатом/структурным подразделением Филиала, ответственным за организацию учебного процесса.

Ответственными за организацию работы со студентами по выбору дисциплин являются заведующие кафедрами, за которыми данные дисциплины закреплены по учебному плану.

Выбор элективных дисциплин осуществляется исходя из результатов выбора обучающимися: к изучению включается дисциплина по большинству написавших заявления, обучающиеся, оказавшиеся в меньшинстве – изучают дисциплину, выбранную большинством обучающихся учебной группы.

Сведения о перечне дисциплин, по которым произведен выбор обучающимися для изучения в следующем учебном году направляются в структурное подразделение Университета, ответственное за организацию учебного процесса.

8. Порядок реализации дисциплин по физической культуре и спорту

Дисциплины по физической культуре и спорту в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (уровень бакалавриат) реализуются в рамках:

  • базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программ бакалавриата в объеме 72 академических часов (две зачетные единицы) – дисциплина «Физическая культура и спорт», которая является обязательной к освоению для обучающихся очной, очно-заочной и заочной форм обучения;
  • элективных дисциплин и (или) модулей по физической культуре и спорту в объеме 328 академических часов. Указанные академические часы в зачетные единицы не переводятся, не включаются в объем программы бакалавриата и являются обязательными к освоению для обучающихся очной, очно-заочной и заочной форм обучения для образовательных программ разработанных в соответствии с ФГОС ВО 3+ и очной формы обучения для образовательных программ разработанных в соответствии с ФГОС ВО 3++. Перечень элективных дисциплин по физической культуре и спорту определяется учебными планами образовательных программ.

Распределение трудоемкости по семестрам (курсам), формы промежуточной аттестации по дисциплинам по физической культуре и спорту определяются учебными планами образовательной программы.

Реализация дисциплин по физической культуре и спорту осуществляется по утвержденным рабочим программам дисциплин, и служит целям укрепления здоровья, физического, интеллектуального и духовного совершенствования обучающихся для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности.

Дисциплина «Физическая культура и спорт» в рамках базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» реализуется для всех форм обучения в форме контактной работы и в форме самостоятельной работы.

Элективные дисциплины по физической культуре и спорту проводятся для обучающихся очной формы обучения в форме контактной работы, для обучающихся очно-заочной и заочной форм обучения в форме контактной работы и в форме самостоятельной работы.

Особенность реализации элективных дисциплин по физической культуре и спорту для обучающихся очно-заочной и заочной форм обучения, заключаются в интенсивной самостоятельной подготовке (в межсессионный период – для студентов, обучающихся по заочной форме и в течение учебного семестра – для студентов очно-заочной формы обучения) и контроле результатов обучения во время проведения сессий.

Контактная работа по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту проводится на объектах физической культуры и спорта Университета/Филиала.

Для проведения занятий по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту формируются учебные группы численностью не более 20 человек с учетом состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся.

Выбор обучающимися элективных дисциплин по физической культуре и спорту осуществляется в соответствии с п. 7 настоящего Положения.

Обучающиеся первого курса очной форм обучения в обязательном порядке проходят медицинский осмотр с целью определения медицинских групп для занятий физической культурой и спортом с учетом состояния здоровья, уровня физического развития и функциональных возможностей.

В зависимости от состояния здоровья, обучающиеся для занятий по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту распределяются по следующим медицинским группам: основная, подготовительная, специальная.

К основной медицинской группе для занятий физической культурой и спортом (I группа) относятся обучающиеся:

  • без нарушений состояния здоровья и физического развития;
  • с функциональными нарушениями, не повлекшими отставание от сверстников в физическом развитии и физической подготовленности.

Обучающимся, отнесенным к основной медицинской группе, разрешаются занятия в полном объеме по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту, выполнение контрольных нормативов и участие в соревнованиях.

К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой и спортом (II группа) относятся обучающиеся:

  • имеющие морфофункциональные нарушения или физически слабо подготовленные;
  • входящие в группы риска по возникновению заболеваний (патологических состояний);
  • с хроническими заболеваниями (состояниями) в стадии стойкой клинико-лабораторной ремиссии, длящейся не менее 3-5 лет.

Обучающимся, отнесенным к этой группе, разрешаются занятия по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту при условии более постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, более осторожного дозирования физической нагрузки и исключения противопоказанных движений.

Выполнение контрольных нормативов, участие в массовых физкультурных мероприятиях не разрешается без дополнительного медицинского осмотра. К участию в спортивных соревнованиях эти обучающиеся не допускаются.

Специальная медицинская группа для занятий физической культурой и спортом делится на две подгруппы: специальную "А" и специальную "Б".

К специальной подгруппе "А" (III группа) относятся обучающиеся:

  • с нарушениями состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния), врожденные пороки развития, деформации без прогрессирования, в стадии компенсации) или временного характера;
  • с нарушениями физического развития, требующими ограничения физических нагрузок.

Для обучающихся, отнесенных к этой группе, возможны занятия адаптивной физической культурой. При занятиях должны учитываться характер и степень выраженности нарушений состояния здоровья, физического развития и уровень функциональных возможностей обучающихся, при этом резко ограничивают скоростно-силовые, акробатические упражнения и подвижные игры умеренной интенсивности.

К специальной подгруппе "Б" (IV группа) относятся обучающиеся, имеющие нарушения состояния здоровья постоянного (хронические заболевания (состояния) в стадии субкомпенсации) и временного характера, без выраженных нарушений самочувствия.

Обучающимся, отнесенным к этой группе, рекомендуются занятия лечебной физической культурой в медицинских организациях, они полностью освобождаются от занятий по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту, проводимых  в Университете/Филиале.

Обучающиеся, отнесенные к специальной медицинской группе и полностью освобожденные от занятий по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту, самостоятельно осваивают теоретический и учебно-методический материал, выполняют реферативные работы по разработанной для каждого обучающегося теме, отражающей оздоровительно-профилактическую направленность физического воспитания.

Перевод обучающихся в специальную медицинскую группу может производиться в течение учебного года на основании медицинского заключения.

Временное освобождение от занятий по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту происходит на основании справок, выдаваемых медицинским кабинетом Университета/Филиала и медицинскими организациями. Студенты, временно освобожденные по состоянию здоровья от занятий по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту, самостоятельно осваивают теоретический и учебно-методический материал.

Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья устанавливается особый порядок освоения элективных дисциплин по физической культуре и спорту на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры, с учетом состояния их здоровья.

Обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано, совместно с другими обучающимися, в отдельных группах, сформированных в зависимости от видов нарушений здоровья (зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, соматические заболевания), в форме индивидуальных занятий или в отдельных организациях.

Занятия по элективным дисциплинам по физической культуре и спорту с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья проводятся научно-педагогическими работниками, имеющими соответствующую подготовку.

При необходимости (по письменному заявлению обучающегося) рабочие программы элективных дисциплин по физической культуре и спорту адаптируются индивидуально для каждого обучающегося с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных потребностей инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

9. Хранение документированной информации

Места и сроки хранения документированной информации, используемой при реализации процесса:

Заявление на выбор элективных дисциплин индивидуальное - Ответственный за хранение Деканат института - Срок и место хранения - Один год, деканат института

Заявление на выбор элективных дисциплин групповое – Деканат института - Один год, деканат института

Форма заявления на выбор факультативной дисциплины - Деканат института - Один год, деканат института