В РАМКАХ ДНЯ РОССИЙСКОЙ НАУКИ В СМОЛЕНСКОМ ИНСТИТУТЕ ЭКОНОМИКИ СОСТОЯЛСЯ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР
07 февраля 2023 года, в рамках мероприятий посвященных Дню российской науки в Смоленском институте экономики состоялся научно-практический семинар «Перспективы и проблемы современного образования в ВУЗе».
Мероприятие проводилось очно, с использованием дистанционных технологий на базе платформы «Mirapolis». Участниками научно-практического семинара стали более семидесяти преподавателей, высших учебных заведений г. Смоленска, г. Москвы, г. Барнаула, г. Могилева и г. Витебска, РБ.
С вступительным словом выступил модератор мероприятия - заведующий кафедры «Менеджмент и государственное и муниципальное управление» Тарасова Елена Владимировна, которая выделила основные тренды и практики, значимые для сферы высшего образования в целом. В частности, она отметила, что удалённые и гибридные форматы пришли навсегда, а профессиональное образование во всём мире переживает переход к навыковым моделям.
Елена Владимировна добавила, что ситуацию для вузов осложняют экономические и технологические тренды (вузы не успевают за технологическими инновациями), а также то, что сегодня Вузы конкурируют за абитуриентов с онлайн-платформами и проигрывают с финансовых позиций — короткие программы с сертификатами гораздо дешевле, чем полные университетские курсы.
С демонстрацией мультимедийной информации выступили 6 участников-докладчиков. Темы докладов были интересные, и актуальные, вызывали живую реакцию участников в форме дискуссий. Участники обсудили проблемы обучения новых поколений студентов, структурировали основные направления трансформации современной системы высшего образования.
Особый интерес вызвали доклады зарубежных гостей из Республики Беларусь - Советниковой Ольги Петровны, к. э. н, доцента, заведующего кафедры «Финансы и коммерческая деятельность» учреждения образования «Витебский государственный технологический университет». Тема ее доклада: «Подготовка кадрового ресурса - необходимое условие сопровождения процессов цифрового развития».
Так же с интересом был заслушан доклад Никоновой Татьяны Викторовны, к.ф.-м.н., доцента, заведующего кафедрой «Математика и информационные технологии» учреждения образования «Витебский государственный технологический университет». Тема ее доклада: «Электронный учебник как элемент современной информационно-технологической образовательной среды».
Гостям из Витебского государственного технологического университета задавались вопросы, и многие участники отметили схожесть проблем систем высшего образования РБ и РФ в аспектах проблематики и перспектив.
Актуальную проблематику для преподавателей в рамках темы НПС озвучила в своем докладе «Проблемы мотивации и оценки эффективности деятельности профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений» гость из ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», филиал в г. Смоленск, к. э. н, доцент, доцент кафедры «Математика, информатика и общегуманитарные науки» Кирсанова Олеся Геннадьевна.
Завершил мероприятие Корольков Дмитрий Александрович, к. э. н, доцент кафедры «Финансы и бухгалтерский учет» Смоленского института экономики ЧОУ ВО «Санкт-Петербургский университет технологий и управления крайне интересной темой «Методология «Печа-куча» (Pecha-Kucha) и ее использование в научно-исследовательской работе студентов».
Выслушав докладчиков, проанализировав вопросы дискуссии можно сделать вывод, что есть проблемы в системе высшего образования, но перспектив открывается достаточно. Участники предположили каким же может быть высшее образование, например, к 2032 году, рассмотрев разные версии будущего Вузов: сценарии роста, ограничения, коллапса и трансформации.
В преподавании и обучении сценарии роста и трансформации основаны на том, что вузы смогут адаптироваться к более востребованным форматам образования — внедрят микростепени, гибридные и дистанционные курсы. Но эксперты предполагают, что в обоих случаях часть университетов не сможет вписаться в новую реальность.
В сценарии роста у вузов, не сумевших оцифровать образование и перейти к навыковым моделям, упадёт приём (туда пойдёт мало абитуриентов), а значит, возникнут и финансовые трудности.
В сценарии трансформации подобных вузов вообще не останется — они окажутся неспособны объяснить абитуриентам, зачем им получать четырёхлетнее образование, которое не гарантирует успешной карьеры.
Что может помешать вузам интегрировать новые форматы в свою работу и успешно конкурировать за студентов с онлайн-платформами? Скорее всего отрицательные последствия в сценариях ограничения и коллапса связаны с потерей высшим образованием свободы развития из-за финансовых или политических проблем.
С одной стороны, если высшее образование не будет подстраиваться под новые ожидания молодых людей, не станет делать программы более прикладными, внедрять дистанционные и гибридные форматы обучения, то онлайн-платформы победят окончательно. С другой стороны, даже если вузы готовы меняться, им может не хватить ресурсов на реформы, учитывая нестабильность политической, экономической и экологической обстановки. И даже в случае успешных изменений сохраняются вопросы: останется ли в новых форматах хоть что-то от классической сути университетского образования? и сколько будет пострадавших от перемен?
Участники единогласно согласились с тем, что цифровизацию высшего образования и навыковый подход к обучению можно считать приоритетными направлениями развития как отечественной, так и зарубежной высшей школы, а образование необходимо рассматривать как некую экосистему, причем каждый должен становиться открытой экосистемой, способной на быструю реакцию к изменениям во внешней среде.
Итогом НПС стал главный вывод и пожелание участников, что богатый приобретенный опыт дистанционного обучения в пандемийный период, внедрение современных образовательных технологий в образовательный процесс Вузов позволит повысить эффективность и качество образовательной деятельности.
Коллектив Смоленского институт экономики надеется на продолжение сотрудничества с Вузами РБ в различных сферах деятельности Вузов (https://vstu.by/news/1789-scientific-practical-seminar)