• Главная
  • Новости
  • ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. ОТ ЛЕКЦИИ- К ПРАКТИКЕ.

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ. ОТ ЛЕКЦИИ- К ПРАКТИКЕ.

19.05.2023
18 мая 2023 года состоялась лекция-дискуссия Толмачевой Татьяны Петровны, Начальника Финансового управления Администрации муниципального образования «Кардымовский район» Смоленской области для студентов 3 курса заочного направления 38.03.04. «ГМУ» на тему «Местные бюджеты как финансовая основа для осуществления полномочий органов местного самоуправления».

Татьяна Петровна начала свою лекцию-дискуссию с того, что  каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет, формирование, утверждение, исполнение  которого, а так же контроль за его исполнением осуществляют органы местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.

В лекции было отмечено, что устойчивой тенденцией последних лет является вовлечение населения в финансирование проектов, деятельности, связанной с решением вопросов местного значения.

С одной стороны, это повышает заинтересованность жителей, возможность привлечения дополнительного финансирования, люди сами формулируют, чего они хотят; с другой - приводит в определенном смысле - к перекладыванию функций органов власти на плечи населения.

Лектор-практик отметила, что сегодня можно выделить следующие механизмы вовлечения населения: самообложение граждан, инициативное бюджетирование и краудфандинг.

Так как лекция была заявлена как дискуссия, студенты очень заинтересовались данными аспектами, было задано множество вопросов.

Татьяна Петровна пояснила, что краудфандинг (в переводе с англ. "народное финансирование")  это сравнительно новый для России инструмент привлечения инвестиций. Краудфандинг - это способ коллективного финансирования проектов, при котором деньги на создание нового продукта поступают от его конечных потребителей.

Представители муниципального сообщества пока к этому инструменту присматриваются, однако есть примеры того, что и он используется. Татьяна Петровна привела примеры – в частности были собраны средства на строительство сельского клуба в Малом Турыше (Свердловская область), на установку светофора в Кирово-Чепецке (Кировская область).

Лектор сделала акцент на том, что определенным резервом для финансовой основы местного самоуправления является совершенствование контрольно-надзорной деятельности, которую следует рассматривать как минимум с двух позиций: контрольно-надзорная деятельность органов местного самоуправления (муниципальный контроль) и контрольно-надзорная деятельность за органами местного самоуправления и их должностными лицами (государственный контроль).

Углубившись в терминологию, лектор подвела итог, что местный бюджет определяется как совокупность организационных бюджетных отношений, посредством которых часть финансовых ресурсов страны направляется в распоряжение местных органов власти (муниципальных образований) для решения вопросов местного значения, а также осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.

Татьяна Петровна попросила студентов записать, что к нормативным документам, регламентирующие экономические отношения бюджетной системы относится Налоговый и Бюджетный Кодексы, Федеральный Закон РФ от 25.09.1997 N 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления».

Как начальник Финансового управления Администрации муниципального образования «Кардымовский район» Смоленской области Толмачева Т.П. с уверенностью практика сказала, что важная роль в реформировании бюджетных отношений отводится именно местным бюджетам, хотя местные бюджеты  и принято считать низовым звеном бюджетной системы РФ. Именно они являются фундаментом бюджетной системы, не укрепив которой, нельзя кардинально улучшить бюджетные взаимоотношения в соответствии с функциями, возлагаемыми на каждый уровень государственной власти.

Татьяна Петровна сделал акцент, что к компетенции местных органов власти, наиболее тесно связанных с населением, относится решение многих вопросов: социальной защиты населения, жилья, здравоохранения, образования, транспорта, коммунального хозяйства, экологии и для финансирования данных расходов местным органам самоуправления необходим достаточный уровень доходных источников местных бюджетов.

Студенты - будущие специалисты в сфере государственного и муниципального управления с интересом слушали лекцию и активно дискутировали и задавали вопросы практического характера, на которые Татьяна Петровна ответила в завершении лекции-дискуссии.

Некоторые студенты, после лекции подошли к Толмачевой Т.П.  и спросили о возможности прохождении практики в Финансовом управлении Администрации муниципального образования «Кардымовский район» Смоленской области. Татьяна Петровна ответила, что  с удовольствием выступит в роли руководителя практики от организации и заключит договор о прохождении практики со Смоленским  институтом экономики как начальник Финансового управления.

 

Подготовку и организацию лекции-дискуссии осуществляла кафедра «Менеджмент и государственное и муниципальное управление».

Галерея