Талант или мастерство?

30.12.2023
Доцент кафедры педагогики и психологии, кандидат филологических наук Ксения Кузьмина рассказала о том, как становятся педагогом.

2023 год – год педагога и наставника. Любознательные студенты из студенческого научного общества Института креативных индустрий и гостеприимства в поисках человека, который может многое рассказать о педагогическом мастерстве, познакомились с Ксенией Кузьминой. Лингвист по образованию, кандидат филологических наук, в прошлом руководитель PR-службы Сбербанка, она преподает сразу на нескольких кафедрах Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики: педагогики и психологии, менеджмента и государственного и муниципального управления, международных финансов и бухгалтерского учета. Является победителем конкурса «Ученый 2022 года» в номинации «Наука и инновации». О преподавании, университете и студентах Ксения Алексеевна рассказала в специальном интервью для проекта «СНО познаёт!».

– Как становятся педагогом?

– Каждый из нас проходит свой путь, когда выбирает, кем стать. Вообще путь педагога-профессионала начинается с формирования его ценностей и осознания себя как будущего преподавателя, учителя, наставника. У меня, мне кажется, это было очень гармонично. Я из семьи педагогов. Когда в пятом классе мама спросила: «На чем ты все-таки хочешь остановиться: на музыке или языках?», – я ответила, что музыка будет для души, а в языках я хочу дальше развиваться.

– Желание преподавать появилось в этом же возрасте или уже спустя какое-то время?

– Я не могу сказать, было ли это осознанно или так само сложилось. Я помню себя в 1-3 классе, когда я играла в школу, любила очень заполнять журналы, приходила из школы и повторяла все то, что я слышала от учительницы, для своих подопечных – кукол и прочих детских игрушек. Потом так случилось в нашей семье, что я должна была довольно рано принять финансовую ответственность. Когда я училась в девятом классе, умер мой папа после травмы. И я стала заниматься репетиторством, используя ту языковую базу, которую мне помогли создать родители. После 11-го класса я точно знала, что пойду на лингвистику и буду преподавать. 

– Получается, в Вашем случае совпали и желание, и возможности, и поддержка. Что еще нужно, как думаете?

– Наверное, нужно прежде всего любить то, чем занимаешься, потому что преподаватель, учитель, педагог, тренер – это те профессии, которые требуют способностей – не назову это талантом, и какой-то предрасположенности к тому, чтобы передавать знания. Когда нравится взаимодействовать с аудиторией, нравится видеть результаты. Неважно, это в школе, университете, но так или иначе для учителя, для преподавателя важно видеть результат своей деятельности. И это не только про передачу знаний. Это про то, как ты помогаешь осознать другому человеку, другой формирующейся личности, свой путь. 

– Вы упомянули слово «талант». Во многих профессиях нередко талант и мастерство – это противоположные вещи. Как вы думаете, нужен ли преподавателю талант, или достаточно просто овладеть мастерством?

– Такое емкое понятие, как педагогическое мастерство, у педагогов, исследователей, практиков и теоретиков понимается по-разному. Для меня педагогическое мастерство – это наивысшая точка развития педагога и сам процесс развития его как профессионала, когда он стремится стать хорошим педагогом и наставником. Это этап профессионализации, когда у нас закладываются ценности, которые предопределяют дальнейший путь. Это этап профессионального развития, когда педагог обладает максимумом опыта, но не потерял интерес. Педагогическое мастерство – это не просто профессионализм, который можно прочитать сквозь какие-то компетенции. Это умение привносить новое, свой новаторский подход, с одной стороны, а с другой стороны, – это умение применить существующие лучшие практики. И, конечно, это творчество. Педагогическое мастерство без творчества невозможно.

– Есть ли у Вас какие-то личные критерии оценки хорошего преподавателя? 

– Успехи его учеников.

– Каков главный стимул в преподавательской деятельности?

– Возможность видеть, как развиваются твои ученики. Это могут быть первокурсники или сформировавшиеся опытные управленцы на Президентской программе. 

– Вы строгий экзаменатор? 

– Нет. Я предпочитаю делать насыщенный курсы и жестко требовать внутри курса. А на экзамене для меня уже понятно, какие навыки, знания сформированы. Поэтому те, кто в течение курса хорошо, усердно продвигается, экзамены сдают без проблем.

– Какому студенту Вы никогда не пойдете навстречу и не войдете в его положение? 

– Наверное, такого студента нет. Я постараюсь понять. Эмпатийность – наше все. Это то качество, которое необходимо педагогу. Другое дело, что ты не должен за счет эмпатии снижать уровень требований к качеству знаний.

– Чем, по-вашему, отличается педагог от наставника? 

– Педагог – это более широкое понятие. Наставник – это одна из ролей, которую может примерять на себя педагог.

Дарья Лугинина