Студенты СПбУТУиЭ поделились впечатлениями об обучении в Финляндии, которое они прошли в рамках сотрудничества СПбУТУиЭ с зарубежными вузами по программам двух дипломов
17.05.2017Интеграция Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики в общеевропейское и мировое образовательное пространство одно из стратегически важных направлений деятельности университета.
Студенты Института международных программ активно принимают участие в программах академической мобильности. Большой популярностью пользуется программа по направлению «Менеджмент», профиль «Международный финансовый менеджмент», обучение по которой позволяет студентам получить два диплома о высшем образовании – диплом бакалавра Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики и диплом бакалавра зарубежного университета-партнера.
Ознакомиться с информацией о сотрудничестве СПбУТУиЭ с зарубежными университетами по программе двух дипломов
В 2016/2017 учебном году шесть студентов Института международных программ проходят обучение в Финляндии по программе двух дипломов. Студенты изучают два иностранных языка, осваивают дисциплины на английском языке и имеют возможность пройти практику в международных компаниях.
Сейчас студенты подходят к финальной стадии обучения в зарубежном вузе, а именно к написанию диплома или «Тезиса» (так его называют в Финляндии). Также студенты должны пройти тестирование на знание темы своей выпускной квалификационной работы. После успешного прохождения обучения, студентам будут начислены кредитные единицы, необходимые для получения зарубежного диплома.
Студенты поделились своими впечатлениями об обучении в Финляндии:
Анастасия Иванова, Университет прикладных наук Каяни
Написание тезиса – финишная прямая
«Мы подошли к самой главной части нашего прибывания в Финляндии. Это очень волнительный и важный этап нашего обучения. В Финляндии дипломная работа называется «Тезис» (Thesis). Помимо длительного периода написания Тезис очень отличается от привычного росийского варианта. Количество страниц значительно меньше, и много внимания уделяется практической части работы (сбору и анализу данных).
Педагогический состав КАМК очень помогает нам в нашем нелегком деле. С нами проводятся встречи-беседы, в процессе которых мы обсуждаем этапы выполнения наших работ и задаем интересующие вопросы. Так же мы всегда можем задать вопросы по электронной почте, что немало важно, если нет возможности провести встречу.
К каждой группе прикрепляются тьюторы, которые косвенно связаны с темой тезиса. Нам очень повезло с педагогическим коллективом. Это очень отзывчивые и творческие люди, мы всегда можем обратиться к ним за помощью или советом, или просто попить чай в неформальной обстановке, но прежде всего – работа.
Несмотря на напряженную трудовую атмосферу мы не забываем отдыхать. Большую часть времени в Финляндии темно и снежно, а это значит, что нужно использовать световой день максимально продуктивно.
Студенты и университет организовывают большое количество мероприятий и советуют, как можно скрасить досуг. Мы очень тесно общаемся с группой и стараемся проводить много времени вместе. Мы побывали на зимней рыбалке, катались на санях и посетили пасхальные фестивали. Трудно поверить, но наш маленький городок никогда не спит и всегда наполнен интересными событиями».
Гырдымова Дарья, Университет прикладных наук Каяни
Поездка в Лапландию
«Еще два месяца позади, но за это время изменилось и приключилось не так уж и много: мы съездили в деревню к Санта-Клаусу, наведались домой к родным и стали морально готовиться к написанию диплома.
А впереди много работы: проекты по каждому из предметов, тезис на английском языке, и события, история о которых пока умалчивает.
Но ведь лучше, когда все по порядку, верно?
Санта-Клауса мы ждали долго и упорно, и вот оно: каждому на почту пришло письмо, приглашающее прокатиться в Рованиеми, а следом и в деревню к старичку в красно-белом. Долго не сомневаясь, мы собрали вещи и пришли к тьюторам. Но приключение планировалось только через две недели, так что пришлось подождать. Как и все длительные поездки, эта потребовала раннего пробуждения и перенесения собственных сонных тел в автобус. Кто-то пытался шутить, кто-то удивлялся, чего мы все такие грустные и тихие, кто-то молча утыкался головой в окно, закутавшись в куртку… Любимая, по-своему уютная атмосфера, полная предвкушений событий, которые нас ждут впереди, и целого дня, обещающего интересности, в кругу друзей, с которыми сроднились за четыре месяца. В саму деревню мы попали уже, когда начало темнеть, то есть часа в два дня (Север…) Множество домиков, горок, людей – примерно так оно представлялось, примерно так оно и оказалось... Сразу же нас повели в дом к самому Санте, и мы, широко раскрыв глаза, смотрели по сторонам, забыв даже о телефонах и фотоаппаратах. Сувенирный магазинчик? Мимо! Сначала фото. Нет, не так. Сначала «обнимашки» с Сантой, загадывание ему новогодних желаний и фото. Потом фотосессия с оленями, игры с хаски и поход по сувенирным лавочкам.. Что тут рассказывать?.. Любуйтесь фотографиями!
После Рованиеми не за горами были и каникулы, проведенные дома. Две недели слишком мало для этого, но большего, увы, не позволили. Учеба не ждет! И вот мы снова в Каяни, пытаемся заговорить по-фински, написать с десяток эссе и попутно знакомимся с новыми ребятами, приехавшими сюда по обмену. Еще семестр, и этот учебный год останется лишь в памяти счастливым воспоминанием. И только в наших силах сделать так, чтобы это воспоминание хотелось пережить снова и снова, превращая рутинную жизнь и учебу в яркое приключение. Поэтому впереди нас ждут старые и новые друзья, проекты, воплощенные в жизнь собственными руками, каникулы, дающие возможность обследовать другие страны, и, конечно, предвкушение чего-то еще более замечательного, чем год обучения в Финляндии»….
Кирьянова Дарья, Университет прикладных наук Каяни
Университет – второй дом
«Прожив полгода за рубежом, хотелось бы поподробнее написать о системе обучения, о построении учебного плана и тонкостях сдачи экзамена. В данном случае есть некоторые нюансы, которые разительно отличаются от привычных в нашей стране.
Баланс отдыха и обучения наиболее комфортен, чем в российских вузах. Понятие каникул скорее ближе к школьному, нежели университетскому. Регулярные каникулы через каждые полтора – два месяца помогают расслабиться, а их скорое приближение мотивирует, ведь осознание, что еще чуть-чуть и заслуженный отдых, собирает волю в кулак. В Суоми одновременно уходят на каникулы все: и школьники, и бакалавры, и преподаватели, и работники заводов и магазинов. Но это происходит не стихийно. Финляндия не закрывается 4 раза в год, когда все жители уезжают в теплые страны. Как развитая европейская страна она показывает высокий уровень организованности даже в процессе отдыха. Государство поделено на географические регионы. Сначала на каникулы уходит юг, как только они выходят на работу/учебу на следующей неделе уходит центр, а через неделю - север. На мой взгляд, это очень удобная система. И самим финнам она очень нравится, они активно путешествуют всей семьей.
Каникулы в Университете прикладных наук г. Каяни строятся следующим образом:
- Осенние: с 24 октября по 1 ноября,
- Рождественские: с 27 декабря по 12 января,
- Весенние: с 6 по 12 марта.
Все предметы и экзамены сдают перед уходом на зимние каникулы. Это позволяет спокойно отдыхать и праздновать с чистой совестью. За 3 недели преподаватели успевают проверить и выставить оценки за курсы. И хотя весенний семестр начинается раньше, чем у наших российских коллег, зато в этот период не нужно штудировать книжки и писать экзаменационные билеты. Так что в Новый год и Рождество мы просто отдыхали, а потом начали новый семестр, а не сдавали экзамены в январе, а затем вновь получали неделю отдыха, как привыкли. Лично мне показалось это гораздо удобнее.
Удивительным открытием для нас стала шкала оценивания предметов. Она не процентная, как в Канаде, и не буквенная, как в Америке, и даже не 12-бальная как во Франции, а привычная нам 5-бальная. Только «кол» здесь считается нормальной оценкой. Точнее, если ты заработал кол, то получаешь кредиты, которые полагаются за пройденный предмет. Проще будет, если я переведу в наши оценки. Кол – это обязательная база знаний для получения кредитов. Двойка - как наша «Удовлетворительно», тройка близка нашим четырем, а четверка считается высокой оценкой. Выполнение работы на пять считается идеальным и скорее редким исключением, чем вероятной возможностью.
В среднем, я всегда училась неплохо, поэтому можно представить мое лицо, когда за первое групповое задание по английскому языку моя группа получила «двойку». Преподаватель искренне не поняла нашей печали и сказала, что это - неплохая оценка и расстраиваться смысла нет. Дело в том, что в Финляндии, как мы позже выяснили, оценки роли особой не играют. Главное получить необходимое количество кредитов. Чем больше знаний и сложнее материал, тем выше число кредитов. За интернет-курсы мы получали и 2 кредита, а итоговый Тезис стоит 15.
Университет Каяни - это большая семья, а не организация. Живя в минуте ходьбы от всех учебных и спортивных корпусов, это ощущается как никогда. Мы постоянно находимся в центре системы. При входе в университет мы видим плакаты мероприятий, которые произойдут в городе в ближайшее время. Они сотрудничают с ночными клубами, а на каждой ярмарке и фестивале обязательно будут работать знакомые ребята из Студенческого совета в ярких комбинезонах с нашивками.
В зависимости от времени года Студенческий совет старается заинтересовать ребят и собрать всех вместе на подледную рыбалку, сауну, пикник, а под вечер все заканчивается уютными разговорами у костра.
Как я упоминала выше, в период каникул город пустеет и смысла в нем оставаться я не вижу. Благодаря имеющемуся виду на жительство я могу спокойно путешествовать в зоне Шенген, что гораздо комфортнее, чем пересекать границу России. На осенних каникулах мы дружной международной студенческой командой посетили Швецию, Нидерланды и Данию. За неделю пересечения границ ни в одном из аэропортов у нас никто не поинтересовался наличием паспорта или страховки. Почувствовалось облегчение от груза бумажек, которых больше нет необходимости возить с собой.
Самым лучшим проектом, организованным Университетом прикладным наук, стал «Host family». По правилам каждый студент, который приехал из другой страны вне зависимости от срока обучения, имеет право заполнить анкету, и администрация вуза обязательно найдет ему финскую семью или друга. В стенах интернет кафе вуза будет организована встреча для первого знакомства и обмена контактными данными для последующих встреч. Со своей Host семьей я познакомилась в октябре. Это - замечательная финская семья, с которой я очень люблю выезжать за город, кататься на санках, встречать праздники согласно местным традициям и готовить национальную еду региона Кайну».
Гаязова Камилла, Университет прикладных наук Турку
Зарубежный подход к образованию
«Обучение в Финляндии сильно отличается от российского, и сейчас я расскажу вам почему. Первое, что бросается в глаза, это - возрастная категория студентов. Если мы привыкли видеть вокруг себя ребят 18-22 лет, здесь это скорее исключение, чем правило. Европейцы (финны, в частности) идут учиться не потому, что по всеобщему мнению после школы так положено, а потому что они действительно хотят этого сами. Среди наших одногруппников, например, было много студентов возраста 25-44(!) лет. Как следствие, и к процессу обучения отношение очень серьезное: здесь не терпят плагиата, списываний, прогулов и безразличного отношения к выполнению домашних и групповых работ.
Второе, что необходимо знать иностранному студенту, это - иметь свой, желательно, портативный ноутбук. Большинство курсов обозначены пометкой BYOD – Bring Your Own Device, чтобы учащимся было легче следить за лекциями, делать заметки в презентациях, пользоваться учебной платформой Optima, бронировать аудитории для групповых работ и многое другое.
Третье – процесс обучения сам по себе разительно отличается от нашего привычного. Да, здесь проводят лекции, но это всего лишь 20-30% от всего объема материала, который студент должен знать для сдачи курса. Много групповых работ, дюжины презентаций, приходится перечитывать колоссальное количество литературы – и к этому нужно быть готовым.
Четвертое – особенная система градации. Оценка, какой бы то ни был курс, будет выставляться по пятибалльной шкале: можно получить и единицу, и двойку, но они не эквивалентны нашим. Вне зависимости от полученной оценки (главное, не ноль), за курс выставляется 3 или 5 ECTS, которые заранее прописываются в учебном плане.
Пятое, и самое, на мой взгляд, важное. Нужно учиться усердно, читать много, внимательно слушать преподавателей на лекциях, быть активными на занятиях. Но не забывайте, что это – ваша молодость, это - международный опыт, это – память, это – новые люди, это - то, что останется вместе с вами на всю жизнь. Поэтому, находите время развеяться и развиваться духовно – пробуйте новую еду, не стесняйтесь знакомиться с другими ребятами, посещайте достопримечательности, путешествуйте, занимайтесь спортом, чтобы по возвращении домой было о чем вспомнить, о чем рассказать»!
Есина Ольга, университет прикладных наук Турку
Впечатления о начале второго семестра
«В начале учебного года я думала, что первый семестр - самый сложный в моей жизни, но я ошибалась, программа второго семестра была составлена к сожалению не в пользу ученика. Во-первых, 3 предмета из 6 заканчиваются в конце февраля. Один из них в связи с проблемой со здоровьем преподавателя начался только в конце января-начале февраля. Расписание, начиная с февраля, у нас очень загруженное, все проекты заканчиваются почти в одно время, что заставляет весьма понервничать и усердно готовиться, потому что сдача работы позже назначенного времени означает, что ты завалил курс (с этим тут строго и банальные причины не помогут выйти из ситуации).
В каждом семестре есть неделя каникул, в этом году она выпала на 8 неделю обучения (с 20 по 26 февраля). Многие из студентов не теряют возможности и бронируют туры по Европе, а также поездки, организованные ESN сообществом в Лапландию. На самом деле ездить с ESN очень выгодно, не нужно тратить время на бронь билетов и организацию поездки, а также для тех, у кого есть карта ESN можно получить очень выгодную скидку, что всегда радует студентов по обмену.
Огромной популярностью пользуется ТРК «Hansa», который располагается в центре г. Турку. Но иногда хочется сменить обстановку, поэтому многие ребята во время каникул выезжают в Хельсинки».